Источник: Знамя юности
Знамя юности

Зачем нужен скальпель, как работать, если трясутся руки, и что делать, если случайно повредил картину? Все о работе художника-реставратора

Искусство сохранять искусство

Найти дело всей жизни никогда не поздно. Потому что любая профессия начинается с людей – знания приходят постепенно. В рубрике «А что, если ты…» мы задаем наивные вопросы представителям необычных профессий и получаем на них умные, неожиданные и очень честные ответы. А наш пошаговый гид – специально для тех, кто только-только планирует освоить новые специальности и направления.


Зачем нужен скальпель, как работать, если трясутся руки, и что делать, если случайно повредил картину? На вопросы о своей профессии отвечает Юлия Дранец – художник-реставратор масляной и темперной живописи Национального исторического музея.

1 Итак, хочу стать художником-реставратором. С чего начать?

– С обучения. Сначала нужно освоить академический рисунок. Потому что работа реставратора во многом сопряжена с красками. Важно знать их свойства, понимать, как они ложатся и как смешиваются. Кроме того, иногда при реставрации каких-то фрагментов картины нужно дописывать изображение сверху по грунтам. Здесь следует уметь попадать в цвета, восстанавливать определенные части рисунка. Скажем, нос, глаза. Так что умение рисовать – навык обязательный.

2 Можно дорисовать что-то от себя?

– Нельзя. Для реставрации всегда используются аналоги. Тем более процесс реставрации – это не только собственное видение художника-реставратора, но и комментарии других профессионалов. Предварительно создаются специальные комиссии, которые принимают решение, что и где нужно дополнить.

3 У будущих реставраторов по трудам в школе должна быть десятка?

– Вообще не обязательно. Хотя мы, например, в школе на трудах делали подрамники и вырезали из дерева подсвечники.

4 Если я починила старый диван, я реставратор?

– Нет. Не все специалисты, которые что-то чинят, реставраторы. Это просто люди, умеющие привести вещь в чувство. Сделать перетяжку мебели и заменить пружины в советском диване (потому что вряд ли у кого-то дома есть диваны XVIII–XIX веков) – это не процесс реставрации. Так же, как и покрытие ванной эмалью, это не реставрация ванной.

5 То есть реставрация – это как ремонт, но чего-то старого, красивого и дорогого?

– Это скорее искусство восстановления. Но не ремонт точно.

На занятиях в мастерских Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге

6 Что делать, если накосячил во время работы?

– У нас нет такого права. Если смоешь часть предмета, то какой ты реставратор? Часто люди думают, что если ты умеешь ремонтировать что-то, то можешь заниматься реставрацией. Или если ты художник, то тоже можешь пойти в реставраторы. Это не так. Важно знать и учитывать множество технологических моментов. Кроме того, существуют методики, которых мы строго придерживаемся в работе.

7 Зачем реставраторам скальпель?

– Это один из наших главных инструментов. Скальпель постоянно нужен в работе. Его используют и в нарезке бумаги, и в раскрытии красочного слоя. И это, кстати, достаточно опасная работа. Если неправильно что-то сделал, можно сковырнуть лишнее.

8 Почему реставрация одного предмета искусства занимает так много времени?

– Дело в технологических процессах. Чтобы правильно рассчитать время, которое понадобится на реставрацию, важно учитывать, сколько сохнет клей, а сколько – грунт. Когда его нужно замывать, а когда – подрезать. Тонировка, к слову, процесс тоже небыстрый. Ведь это не единая загонка цветом, как, например, при работе с принтером. Еще нужно время, чтобы высох лак. В общем, поэтому все так долго.

9 Как работать, если трясутся руки?

– Работать трясущими руками вообще нельзя. Если они трясутся от страха, нужно его перебороть. А если от возраста, то лучше уходить из профессии.

10 Почему в современном искусстве нет громких имен и где новые Рафаэли и Рем­брандты?

– У каждой эпохи свои шедевры. Сейчас тоже есть хорошие художники. Мне кажется, что любое проявление таланта – это уже хорошо. Новые (а точнее будущие) Рафаэли и Рембрандты – это люди, которые учатся в художественных школах, колледжах, академиях искусств, а потом вырастают и пытаются чего-то достичь в выбранной сфере... Сейчас еще почему-то нередко подменяют понятия искусства. Люди, взявшие кисточку в руки и решившие порисовать на досуге, часто думают, что сделали что-то ценное. На самом деле это, конечно, не так. За настоящим искусством стоит много мыслей, размышлений. И технической работы. Художники сомневаются, рвут и уничтожают свои работы, чтобы в конце концов создать что-то достойное.

В руки Юли попадают только предметы искусства, имеющие красочный слой

11 Реставраторы ходят в музеи как посетители?

– Все время. Если я выезжаю за пределы Минска, то посещение музеев в обязательной программе. Причем стараюсь заглянуть не только в те, которые на слуху. В салонах или частных галереях тоже есть немало хороших живописных работ.

12 Если не в музее, то где работать?

– В частных организациях. Но у нас, насколько знаю, таких нет. Поэтому только музей.

13 Какой карьерный рост у художника-реставратора?

– Здесь дело скорее в том, что от раза к разу ты сталкиваешься с более тяжелыми задачами в работе. И со временем учишься находить решения не спорные, а те, с которыми соглашаются другие специалисты. А еще карьерный рост – это когда ты можешь сохранить произведение в том виде (но уже, естественно, с некоторыми трансформациями), в котором оно еще не один десяток лет будет радовать посетителей.

СПРАВКА «ЗН»

Юлия Дранец – художник-реставратор. Родилась в Столине. В 2008 году окончила гимназию-колледж искусств имени И. Ахремчика. В 2014-м получила диплом Белорусской государственной академии искусств по специальности «Монументальное искусство. Реставрация». В Национальном историческом музее – с 2014 года. В 2018-м получила грант Президента на восстановление фотографического фона, найденного на деревенском чердаке, фотографа Саввы Сивко. Стажировалась по консервации и реставрации руинированных росписей церкви Успения на Волотовом поле (1362 г.), Спаса на Ильине (1378 г.), церкви Благовещения на Городище (1107 г.) в Великом Новгороде.

leonovich@sb.by

Фото Александра ГОРБАША и из личного архива Юлии Дранец.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter