Одно время приборы для выжигания по дереву были едва ли не в каждом доме. Мальчишки и девчонки старательно выводили на дощечках незамысловатые изображения: не карандашом или кистью — раскаленной проволокой. Для многих это занятие так и осталось в детстве, а Игорь Коперский свое увлечение пирографией (буквально «рисование огнем») пронес через всю жизнь. На его картинах — библейские сюжеты, природа, впечатлившая архитектура. А еще люди: музыканты, художники, политики... Но больше всего спортсменов. Неудивительно, ведь сам мастер — тренер–преподаватель по спортивной борьбе СДЮШОР в Жодино. Мы познакомились в художественной галерее «Университет культуры» во Дворце Республики в Минске, где недавно прошла персональная выставка Игоря Владимировича. К слову, уже в пятый раз. А потом встретились снова, чтобы увидеть, как рождаются его картины.

Стол, стул, фанерная доска и, конечно, фотография, с которой и начинается каждая новая работа. Художник объясняет: сначала через копирку переносит на дощечку контуры изображения, лишь затем приступает к выжиганию. Штрих за штрихом, линия за линией рождается рисунок, кажется, более реалистичный, чем фото... А если рука дрогнула?
— Вместо стёрки у меня наждачка, — улыбается мастер.
В среднем работа над каждой картиной занимает месяц–два. Но бывает и по полгода. Одна из самых трудоемких, например, «Бросок победы» посвящена женской сборной Беларуси по баскетболу: помимо главных персонажей, на ней еще 150 болельщиков на трибунах. На других картинах на спортивную тему — хоккей, бокс, легкая атлетика...

Выжигать Игорь Владимирович начал еще в 10 лет, в кружке декоративно–прикладного искусства в Славгородской школе–интернате. Трудовик направлял изображение с фильмоскопа на дощечку, а Коперский перерисовывал и потом выжигал. С тех пор с выжигателем практически не расставался. Получается, его хобби уже более 40 лет. Спрашиваю: «А первую взрослую работу помните?»
— Конечно, — показывает картину «Поцелуй Иуды». — 1994 год. Тогда я купил свой первый «Гном» (прибор для выжигания), еще на припое — он до сих пор у меня в коллекции приборов для выжигания, которую собираю не один год...
К тому времени Игорь Коперский свое увлечение подзабросил. До армии работал ветврачом, а после устроился на БЕЛАЗ учеником токаря. В буфете заводского общежития и увидел картину Владимира Глазуна, в свое время известного мастера выжигания по дереву. И тут снова пришло вдохновение. С тех пор с любимым увлечением не расстается.

Тогда, к слову, фанера была в дефиците. Доставал как мог. Сейчас же в основном покупает на заводе в Борисове. Заготовок из двух листов 2 на 2 метра хватает на 2,5 года. Использует и сосну, и березу толщиной 6 — 8 мм. Береза тверже, поэтому работать с ней комфортнее. Но бывают сюрпризы. Пока мастер выжигает, доска подсыхает и по всей поверхности могут пойти сколы. Тогда приходится начинать сначала.
Да, и сегодня есть мастера, которые с помощью пирографии украшают разные предметы, но выставки проходят только у Коперского. Почему?
— Думаю, многие по детской памяти относятся к пирографии как к какой–то забаве. На самом же деле это настоящее искусство. Тонкое, изящное. Эти картины невозможно подделать. Даже если удастся воспроизвести каждый штрих пирографа, в зависимости от материала меняется фон, появляются сколы. Доска непредсказуема.

Многие из его учеников–спортсменов приходили, пробовали. Игорь Владимирович проводил для желающих мастер–классы. Но не выдерживали. Тут усидчивость нужна. Твердость руки. Терпение. Творческое вдохновение... Современному поколению этого очень не хватает.
— А можно мне попробовать? — вспоминаю, что и у нас дома когда–то был «Гном». Склоняюсь над дощечкой, стараясь провести по контуру аккуратные линии. Ощущаю приятный запах паленой древесины...
— Его ни с чем не сравнить, правда? Даже с запахом костра, — мастер признается: супруга из–за этого недолюбливает хобби. Говорит, от дыма все цветы гибнут на кухне. Ведь он работает почти каждый день по 4 часа до часу–двух ночи...
Бум пирографии пришелся примерно на 1960–е годы, когда и появились электронные выжигатели. А вообще, это один из древнейших видов искусства. В Перу, например, были найдены предметы быта, украшенные при помощи выжигания и датируемые VII веком до н. э. И даже такие известные художники, как Пикассо и Рембрандт, пробовали себя в пирографии. Прежде, правда, чтобы нанести изображение на дерево или кожу, мастера пользовались раскаленными металлическими стержнями...

Игорь Владимирович показывает самый раритетный экспонат в своей коллекции — прибор для выжигания, больше похожий на паяльник, образца 1960–х, который купил на барахолке в Риге. Всего же насобирал уже более 20 различных моделей и разновидностей: «Узоры», «Силуэты», «Контуры», те же «Гномы»... Все — рабочие! Некоторые «с историей» — прямо на них выжжены имена бывших владельцев. Вот, например, образец 1980–х, произведенный на приборостроительном заводе в Кирове. Цена — 6 рублей. Есть и современный прибор со сменными насадками — дочки заказали из Китая. Только, мастер признается, им неудобно пользоваться: рука далеко от «холста», не хватает более близкого контакта с материалом. Предпочитает отечественные «Супергномики», в которых проволока крепится уже не на припое, а на болтиках.
Приборы, конечно, для долгой работы не предназначены. Быстро перегреваются, ручки начинают плавиться. Поэтому пользуется двумя по очереди, по 5 минут... А еще мечтает, что однажды в родном городе появится своеобразный музей–галерея пирографии — единственный в мире. Местные власти поддерживают. Возможно, место под него выделят в том же здании, где сегодня Игорь Владимирович работает тренером. На первом этаже, где расположена СДЮШОР, он будет учить боевым искусствам, а на втором (там сейчас картинная галерея) — изобразительному.
dekola@sb.by