
Казалось бы, отличная идея — транслировать музыкальную классику, тем более свою, родную, с экранов метрополитена. Миллионная аудитория, высокие ноты, ну и просто красиво. Этим летом на станциях к проверенным временем шедеврам западноевропейских гениев добавилась не столь широко известная белорусская музыка. Но, мне кажется, если спросить у пассажиров, что конкретно они слышали в метро если не прямо сегодня, то хотя бы на этой неделе, вряд ли вспомнят. Все же погружение в искусство — процесс немимолетный. Думается, станция подземки, наполненная заглушающим любую ноту лязгом поездов, — даже не гардероб концертного зала. Другое дело, когда по случаю сначала юбилея Баха, а после, видимо, просто по причине долгожданного тепла профессиональные музыканты исполняли классику в подземных переходах с хорошей акустикой. С заранее составленным расписанием часовых концертов для заведомо благодарной публики.

Но когда картины вывешивают в кафе, даже называя это выставками, совпадает редко. Ведь порог таких заведений переступают обычно не для того, чтобы любоваться живописью. Удел большинства холстов, украшающих общепитовские стены, превращение в малозначительную деталь интерьера, редкий художник тут может рассчитывать, что порывы его души заметят и оценят по достоинству. Если только не создаст нечто вызывающее или не сделает интерьер кафе частью своего арт–проекта. Удается немногим. Однако есть и такие. Антон Слюнченко, известный минскому бомонду как Антон Snt, барам предлагает свои работы гораздо чаще, чем выставочным залам. Но именно его работы галерея «АртПорт», открывшаяся в конце прошлого года в здании «Президент–Отеля», выбирает для презентации зарубежной публике. Уловить изменчивое время ему удается не только в картинах, сюжеты которых часто меняются в зависимости от угла зрения и освещения, а еще и неожиданными акциями. Нередко один или в компании коллег Антон трансформирует кафе в художественную мастерскую, месяцами создавая новое искусство прямо на глазах у зрителей, для чего порой уничтожаются прежние работы. Но это не эпатаж ради эпатажа, а вполне успешные попытки диалога с публикой, которая здесь куда многочисленнее, чем в специально отведенных для художников местах.

Как ни крути, искусство требует концентрации внимания и свободного внутреннего пространства, причем эти два условия обязательно должны совпасть. Не важно где — под крышей галереи, концертного зала или вовсе без крыши. Масштабные репродукции проекта «Художник и город» в центре Минска или гигантские фотографии на заборе городского парка заставят притормозить и всмотреться если не всех, то многих. «Арт–острова» у Комсомольского озера — тем более, мимоходом туда не попасть, фотосессию у гигантских инсталляций в парке Победы минчане и их гости планируют отдельно. И составлять коллажи из вращающихся деталей на арт–скамье, появившейся у витебской Ратуши на прошлой неделе в память о прославивших город художниках, на бегу точно не станешь.
Искусство может стать ближе народу, но по–другому, поскольку само — другое и цели у него давно не те, которые ставились художникам в 1929 году. Для «агитации за социалистическое переустройство жизни», главной задачи пролетарского творца, не могло быть неподходящего места и времени, у «масс» тогда не оставалось выбора, кроме как «понять и полюбить». Сейчас, когда мир открыт, выбор огромен, а в Витебске даже начал курсировать первый автобус с бесплатным Wi-Fi, артистам, художникам приходится действовать все изобретательнее и деликатнее, искать новые, никем еще не проторенные дороги к своей публике. Но они справляются.
cultura@sb.by
Фото Виталия ПИВОВАРЧИКА, Александра СТАДУБА