Искусство все активнее выходит из галерей и концертных залов

Искусство приближается

«Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс», — завещал великий Ленин со страниц первого номера журнала пролетарских художников «Искусство в массы» в 1929 году. С наступлением теплого сезона появляется все больше поводов вспомнить, что новое — это хорошо забытое старое. Искусство настигает трудящиеся массы почти на каждом шагу. Вползает в уши обрывками симфоний в метро. Забирается в окна с городских «муралов». С укором поглядывает на граждан, допивающих кофе, со стен многочисленных кафе... Словом, искусства — масса. Но прежде чем предлагать его народу, не мешало бы перечитать внимательнее забытые тезисы.


Казалось бы, отличная идея — транслировать музыкальную классику, тем более свою, родную, с экранов метрополитена. Миллионная аудитория, высокие ноты, ну и просто красиво. Этим летом на станциях к проверенным временем шедеврам западноевропейских гениев добавилась не столь широко известная белорусская музыка. Но, мне кажется, если спросить у пассажиров, что конкретно они слышали в метро если не прямо сегодня, то хотя бы на этой неделе, вряд ли вспомнят. Все же погружение в искусство — процесс немимолетный. Думается, станция подземки, наполненная заглушающим любую ноту лязгом поездов, — даже не гардероб концертного зала. Другое дело, когда по случаю сначала юбилея Баха, а после, видимо, просто по причине долгожданного тепла профессиональные музыканты исполняли классику в подземных переходах с хорошей акустикой. С заранее составленным расписанием часовых концертов для заведомо благодарной публики.

Такое искусство не выскакивает из–за угла, как бестактный шансон или граффити, к нему приходят в назначенное время в условленное место. Скажем, в субботний вечер к минской Ратуше — уже на этой неделе большую программу летних концертов в Верхнем городе откроет маэстро Александр Анисимов, худрук Государственного академического симфонического оркестра. Серьезная музыка и джаз не первый год собирают на площади Свободы десятки тысяч меломанов, действительно помогая проникнуться и полюбить. Выступления симфонического оркестра на крыльце Большого театра по выходным пока не стали таким привычным событием, но и здесь это — хорошо и перспективно. Гродненская филармония пошла еще дальше — открыла сезон летних концертов прямо с балкона старинного здания по улице Советской. И снова все совпало: музыка, архитектура, теплая расслабленность вечернего Гродно...

Но когда картины вывешивают в кафе, даже называя это выставками, совпадает редко. Ведь порог таких заведений переступают обычно не для того, чтобы любоваться живописью. Удел большинства холстов, украшающих общепитовские стены, превращение в малозначительную деталь интерьера, редкий художник тут может рассчитывать, что порывы его души заметят и оценят по достоинству. Если только не создаст нечто вызывающее или не сделает интерьер кафе частью своего арт–проекта. Удается немногим. Однако есть и такие. Антон Слюнченко, известный минскому бомонду как Антон Snt, барам предлагает свои работы гораздо чаще, чем выставочным залам. Но именно его работы галерея «АртПорт», открывшаяся в конце прошлого года в здании «Президент–Отеля», выбирает для презентации зарубежной публике. Уловить изменчивое время ему удается не только в картинах, сюжеты которых часто меняются в зависимости от угла зрения и освещения, а еще и неожиданными акциями. Нередко один или в компании коллег Антон трансформирует кафе в художественную мастерскую, месяцами создавая новое искусство прямо на глазах у зрителей, для чего порой уничтожаются прежние работы. Но это не эпатаж ради эпатажа, а вполне успешные попытки диалога с публикой, которая здесь куда многочисленнее, чем в специально отведенных для художников местах.


Как ни крути, искусство требует концентрации внимания и свободного внутреннего пространства, причем эти два условия обязательно должны совпасть. Не важно где — под крышей галереи, концертного зала или вовсе без крыши. Масштабные репродукции проекта «Художник и город» в центре Минска или гигантские фотографии на заборе городского парка заставят притормозить и всмотреться если не всех, то многих. «Арт–острова» у Комсомольского озера — тем более, мимоходом туда не попасть, фотосессию у гигантских инсталляций в парке Победы минчане и их гости планируют отдельно. И составлять коллажи из вращающихся деталей на арт–скамье, появившейся у витебской Ратуши на прошлой неделе в память о прославивших город художниках, на бегу точно не станешь.

Искусство может стать ближе народу, но по–другому, поскольку само — другое и цели у него давно не те, которые ставились художникам в 1929 году. Для «агитации за социалистическое переустройство жизни», главной задачи пролетарского творца, не могло быть неподходящего места и времени, у «масс» тогда не оставалось выбора, кроме как «понять и полюбить». Сейчас, когда мир открыт, выбор огромен, а в Витебске даже начал курсировать первый автобус с бесплатным Wi-Fi, артистам, художникам приходится действовать все изобретательнее и деликатнее, искать новые, никем еще не проторенные дороги к своей публике. Но они справляются.

cultura@sb.by


Фото Виталия ПИВОВАРЧИКА, Александра СТАДУБА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter