![]() Ольга Клип.
Фото Сергея ЛОЗЮКА |
В последнее время разговоры про арт–рынок ведутся у нас гораздо чаще, чем непосредственно «за искусство». При том, что арт–рынка, по сути, как не было, так и нет, по–прежнему редкие белорусские художники могут прожить за счет продажи своих холстов. Но упрямо пишут, надеются и в который уж раз задают риторические вопросы на больную тему. Однако Ольге удалось не наступить ни на чью больную мозоль, сигнальные буйки она предусмотрительно выставила с самого начала: «Говорить о деньгах не будем».
«Арт Базель» Ольга навещала не в первый раз. Привезла массу фотографий и впечатлений — с них и начала. Серьезно, без иронии, хотя порой объекты современного искусства будто бы изначально созданы для упражнений в острословии. Как, например, произведение бельгийского скульптора Ханса Оп де Бека «Дом коллекционера» размером в 250 квадратных метров, в мельчайших подробностях, вплоть до окурков в пепельнице воссоздающее некие современные Помпеи, засыпанные индустриальным пеплом. Или сотни чемоданов, глубокомысленно подвешенных к потолку японской художницей Тихару Сиотой... Впрочем, ирония для современного художника — далеко не последний способ сказать о серьезных вещах, а ответная ирония хороша уже тем, что небесстрастна. Как и раньше, от искусства ждут эмоций. Но получить яркий живой отклик у современной публики все сложнее, если не в музеях, то на экране монитора она действительно видела все! Правила игры в современный арт в сущности просты: чем изощреннее идеи, тем успешнее художник. И за эти идеи готовы платить, даже если в стандартный выставочный зал они не впишутся ни весом, ни размером. Найдутся люди, которые построят для них отдельное выставочное здание — но только в обмен на живые эмоции.

Проект Тихару Сиоты «Не потеряйте»
— Белорусскому художнику, если он хочет заявить о себе миру, как ни крути, надо заниматься актуальным искусством, — убеждена Ольга Клип. — А чтобы заниматься актуальным искусством, ему придется критично взглянуть на окружающую обстановку. И я настаиваю, что нужно съездить в «Арт Базель», чтобы узнать себя в работах всех тех художников, которые продаются там за другие деньги и выставляются в серьезных музеях. Очевидно, есть какие–то самородки, которые, сидя здесь в локальном контексте, могут сделать что–то такое, от чего мир ахнет. Но для многих очень важен толчок извне, нужны ориентиры.
Ничуть не меньше такие ориентиры нужны и галеристам. «Арт Базель» — он же не только про деньги, а еще и про тенденции искусства на годы вперед, которые, конечно, можно и дальше игнорировать, убеждая себя, что мир сошел с ума, а истинное мастерство живописи сохраняется только у нас. На самом деле никто никому не запрещает рисовать и самовыражаться так, как он сочтет нужным. Но, как говорится, есть нюанс...

«Дом коллекционера» Ханса Оп де Бека в натуральную величину
Сегодняшний «Арт Базель» — место встречи самых богатых людей планеты и колыбель искусства, по которому, возможно, когда–нибудь будут судить о нашем неоднозначном веке. А началось все полвека назад с альянса троих швейцарских галеристов. Белорусским галереям давно пора объединиться — вместе проще выжить... Нет, не так — вместе проще организовать такой арт–проект, который смог бы привлечь более 10 тысяч зрителей (пока эта цифра — потолок самых успешных выставок в двухмиллионном Минске), и тогда вопрос выживания попросту не возникнет. По осени «Мастацкi маёнтак» намерен вплотную заняться осуществлением своей идеи объединения минских галерей, а пока собирает художников на пленэр под девизом «С Аленой Киш в сердце». Алена Киш, к слову, как раз таки была тем самым самородком «в локальном контексте», создавшим такое, от чего мир способен ахнуть и сегодня. Но до сих пор, уже почти 70 лет спустя после ее трагической смерти, мало кто знает это имя даже в Беларуси. Показать ведь еще тоже надо уметь...
cultura@sb.by
Советская Белоруссия № 138 (25020). Четверг, 21 июля 2016
Советская Белоруссия № 138 (25020). Четверг, 21 июля 2016