Белорусские галеристы готовы объединяться и ехать на "Арт Базель"

Искусство показать

Казалось бы, рассуждать про «Арт Базель» под нашими облаками по меньшей мере чудно. Чужие там не ходят. Мы на такой ярмарке художественных галерей, где арт–дилеры вроде Ларри Гогосяна за 15 минут заключают сделки в полсотни миллионов долларов, даже не чужие, а вообще вне контекста. В который, к слову сказать, и крупнейшие российские галереи попадают с большим трудом, да и то не каждый год. Сейчас, например, россиян не было. Причем не только россиян — из наших ближайших соседей право поучаствовать в самом впечатляющем арт–шоу в мире получила единственная польская галерея. «Арт Базель» — это искусство очень больших денег, за считанные летние дни в этом швейцарском городе заключается сделок больше, чем за весь год работы ведущих аукционов мира, включая «Сотбис». Но традиции ездить туда ради искусства нет ни у наших коллекционеров, ни у галеристов, ни у туристов — так о чем рассуждать?


Ольга Клип.
Фото Сергея ЛОЗЮКА
Тем не менее предложение куратора галереи–квартирника «Мастацкi маёнтак» Ольги Клип присмотреться к «Арт Базелю» повнимательнее вызвало неожиданный энтузиазм у всех — ее коллег, художников и завсегдатаев Национального художественного музея, предоставившего место для встречи. За полуоткрытой дверью бушевала стихия, а собравшиеся деловито обсуждали частности своего визита на «Арт Базель» будущим летом. И это ничуть не напоминало полотна сюрреалистов.

В последнее время разговоры про арт–рынок ведутся у нас гораздо чаще, чем непосредственно «за искусство». При том, что арт–рынка, по сути, как не было, так и нет, по–прежнему редкие белорусские художники могут прожить за счет продажи своих холстов. Но упрямо пишут, надеются и в который уж раз задают риторические вопросы на больную тему. Однако Ольге удалось не наступить ни на чью больную мозоль, сигнальные буйки она предусмотрительно выставила с самого начала: «Говорить о деньгах не будем».

«Арт Базель» Ольга навещала не в первый раз. Привезла массу фотографий и впечатлений — с них и начала. Серьезно, без иронии, хотя порой объекты современного искусства будто бы изначально созданы для упражнений в острословии. Как, например, произведение бельгийского скульптора Ханса Оп де Бека «Дом коллекционера» размером в 250 квадратных метров, в мельчайших подробностях, вплоть до окурков в пепельнице воссоздающее некие современные Помпеи, засыпанные индустриальным пеплом. Или сотни чемоданов, глубокомысленно подвешенных к потолку японской художницей Тихару Сиотой... Впрочем, ирония для современного художника — далеко не последний способ сказать о серьезных вещах, а ответная ирония хороша уже тем, что небесстрастна. Как и раньше, от искусства ждут эмоций. Но получить яркий живой отклик у современной публики все сложнее, если не  в музеях, то на экране монитора она действительно видела все! Правила игры в современный арт в сущности просты: чем изощреннее идеи, тем успешнее художник. И за эти идеи готовы платить, даже если в стандартный выставочный зал они не впишутся ни весом, ни размером. Найдутся люди, которые построят для них отдельное выставочное здание — но только в обмен на живые эмоции.


Проект Тихару Сиоты «Не потеряйте»

— Белорусскому художнику, если он хочет заявить о себе миру, как ни крути, надо заниматься актуальным искусством, — убеждена Ольга Клип. — А чтобы заниматься актуальным искусством, ему придется критично взглянуть на окружающую обстановку. И я настаиваю, что нужно съездить в «Арт Базель», чтобы узнать себя в работах всех тех художников, которые продаются там за другие деньги и выставляются в серьезных музеях. Очевидно, есть какие–то самородки, которые, сидя здесь в локальном контексте, могут сделать что–то такое, от чего мир ахнет. Но для многих очень важен толчок извне, нужны ориентиры.

Ничуть не меньше такие ориентиры нужны и галеристам. «Арт Базель» — он же не только про деньги, а еще и про тенденции искусства на годы вперед, которые, конечно, можно и дальше игнорировать, убеждая себя, что мир сошел с ума, а истинное мастерство живописи сохраняется только у нас. На самом деле никто никому не запрещает рисовать и самовыражаться так, как он сочтет нужным. Но, как говорится, есть нюанс...


«Дом коллекционера» Ханса Оп де Бека в натуральную величину

Сегодняшний «Арт Базель» — место встречи самых богатых людей планеты и колыбель искусства, по которому, возможно, когда–нибудь будут судить о нашем неоднозначном веке. А началось все полвека назад с альянса троих швейцарских галеристов. Белорусским галереям давно пора объединиться — вместе проще выжить... Нет, не так — вместе проще организовать такой арт–проект, который смог бы привлечь более 10 тысяч зрителей (пока эта цифра — потолок самых успешных выставок в двухмиллионном Минске), и тогда вопрос выживания попросту не возникнет. По осени «Мастацкi маёнтак» намерен вплотную заняться осуществлением своей идеи объединения минских галерей, а пока собирает художников на пленэр под девизом «С Аленой Киш в сердце». Алена Киш, к слову, как раз таки была тем самым самородком «в локальном контексте», создавшим такое, от чего мир способен ахнуть и сегодня. Но до сих пор, уже почти 70 лет спустя после ее трагической смерти, мало кто знает это имя даже в Беларуси. Показать ведь еще тоже надо уметь...

cultura@sb.by

Советская Белоруссия № 138 (25020). Четверг, 21 июля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter