Искусство освежает бизнес

Сегодня Виталий Новиков бизнесмен. Что не мешает этому человеку вариться в массе творческих проектов, участвуя в них и создавая их...

Сегодня Виталий Новиков бизнесмен. Что не мешает этому человеку вариться в массе творческих проектов, участвуя в них и создавая их. Если бы мне сказали, что он, к примеру, является отцом белорусского рок–н–ролла, я бы не удивился и, вполне вероятно, поверил бы. За плечами Виталия Викторовича столько всего пройденного и прожитого — в культуре и искусстве, что грех будет ему не написать мемуары. Рассказать хотя бы об одной из его многочисленных ипостасей, газетной полосы точно не хватит, поэтому — обо всем и — понемногу.


КВН


— На 70–летии Александра Васильевича Маслякова были?


— Нет. Мы не настолько с ним близко знакомы, и он приглашал на свой день рождения творческих людей, а я — функционер. Но на юбилей КВН мы ездили. В Театре Российской армии я сидел в том же ряду, что и Путин.


— Но что–то подарили Маслякову?


— Послали ему поздравление, а вот компания «АМиК» подарила представителям всех своих структур памятные статуэтки.


— Вы сколько лет в КВН?


— Как функционер? Почти 25. Тогда мы, проведя в Минске республиканский фестиваль, создали некую форму, замыкавшую на себе все белорусское движение КВН, начиная от городских лиг и заканчивая отдельными командами. И я стал при клубе членом попечительского совета, в который входили бывшие кавээнщики


60 — 70–х годов. Сам я играл в КВН еще в школе, потом учась на режиссерском факультете института культуры. А в конце 80–х мы добывали деньги для проведения игр и организовывали их, занимались с командами, да чего только не делали.


Режиссер


— В каких театрах вы служили?


— В ТЮЗе. И еще у меня был театр «Малая сцена» — довольно популярный в 70 — 80–е, существовавший в ДК автозавода. Такие коллективы назывались любительскими.


— Тут же вспоминается «Берегись автомобиля» и народный театр под управлением героя Евстигнеева.


— Совершенно верно! Когда люди приходили репетировать и играть спектакли после своей основной работы. Помните классическое? «Насколько Ермолова играла бы лучше вечером, если бы днем она стояла у шлифовального станка!» Но, кстати, мой ученик сегодня служит в Театре Вахтангова — Юрий Красков.


— А как у Мулявина оказались?


— В 1985–м он пригласил меня в качестве режиссера в программу на стихи Владимира Маяковского, позже названную «Во весь голос!». В «Песнярах» я пробыл всего год — не выдержал постоянных гастролей. Сильнейший был состав!


— Бернштейн, Ткаченко...


— Растопчин, Поливода, Эскин.


— Некоторые из них ушли из группы приблизительно в то же время, что и вы: не сильно их вдохновил Маяковский.


— А я люблю его. Просто мы все привыкли к Маяковскому, которого нам преподавали в школе. Но он ведь очень лиричный поэт, вспомните хотя бы «Лиличка! (Вместо письма)» — песню на эти стихи замечательно пел Владимир Георгиевич. А что касается поэтической грубости Маяковского, он ведь вместе с Бурлюком и Хлебниковым ломал устои, искал новое, но все они в душе оставались лириками. Да и на бумаге.


— Согласен с вами. Но как представлю себе Мулявина, поющего «Двое в комнате. Я и Ленин»...


— То была дань времени. Нельзя сказать, что вокруг «Песняров» тогда была какая–то нездоровая атмосфера и ансамблю приходилось делать то, что ему претило, но какие–то знаковые вещи, может быть, нехарактерные для творчества группы в целом, музыканты исполняли. Хотя, повторюсь, никто им никаких условий не ставил, что раз вам хочется спеть это, то спойте и то.


Телевидение


— В начале 90–х вы ушли из профессии вообще.


— Снова кивну на время — надо было выживать, а театр кормить не мог. Но сейчас я возвращаюсь в режиссуру, точнее, прихожу — в телевизионную. Есть на канале ОНТ шоу «Фактор смеха» — оно и моих рук дело тоже. Мы ездили по стране, отбирали самодеятельных артистов, потом я работал с ними в Минске. Сделали восемь передач и, если телевизионное руководство примет решение продолжить проект, будем снимать его и дальше.


— О «Минуте славы» заикаться не стану, но Галкин и «Стиляги–шоу»...


— Во–первых, наше шоу основано на юморе — какие–то монологи, сценки, номера, песни, стишки. А не как в «Минуте», где может быть и смешное, и серьезное. А, во–вторых, то, что делает Галкин, лежит в формате гламура — когда известные личности предстают еще и в таком виде. У нас же в программе принимают участие обычные люди — в чем–то чудаковатые, не от мира сего, но — талантливые.


Кино


— Сколько у вас киноролей?


— Сейчас снимаюсь в шестой и седьмой картинах — «Ледников», режиссера Олега Фомина, и в сериале канала СТС играю бизнесмена. До того был «Семин» — сыграл бандита, «Месть» — наркобарона, «Золотая страна» — заместителя декана института, «Отдел СССР» — бандита снова, «Деточки» — прокурорского работника.


— Сплошь сериалы. Станиславский отдыхает.


— Актеры от бога вытянут самый слабый сериал. Я работал и работаю с замечательными партнерами — Леонидом Каневским, Ниной Усатовой, Алексеем Макаровым. В силу своего мастерства они просто не могут позволить себе халтурить, даже если материал неважный. Зрители, наевшись вчерашних конвейерных сериалов, по привычке считают и сегодняшние низкосортной жвачкой. Да, грубо говоря, — жвачка. Это такой жанр, —  когда человек, отвлекшись от телевизора, вернувшись к нему через полчаса, почти ничего не пропустит. Но и тогда, и теперь были и есть достойные фильмы. И вы обратите внимание вот еще на что. Голливуд сейчас гонит компьютерные картины — «Аватар», «Трансформеры», и как раз высокохудожественное американское кино начинает уходить в сериалы.


Музыка


— Дочь Наталья (Натана) дуется, когда ее называют «проектом»?


— Уже да. К моему огромному счастью, она превратилась в настоящего музыканта. Раньше, когда Наташа только начала выступать под псевдонимом Натана, мы действительно позиционировали ее как «проект». Теперь она вросла в Натану, набралась опыта, делит одну сцену с лучшими нашими артистами. И как скрипачка Наталья учится в Санкт–Петербургском государственном университете культуры и искусств. А в этом году она собрала инструментальный квартет из девочек, исполняющий классику, — две скрипки, альт и виолончель.


— Об альте. Вы предложили дочке петь?


— У нее очень красивый низкий грудной голос — альт. И когда ей исполнилось лет 16, я сказал: «Попробуй! Это будет очень интересный ход: в мире нет такого исполнителя, который играл бы на скрипке и одновременно пел». Рыбака тогда еще не было. Володя Максимков написал песню «Шоссе в никуда», ее до сих пор ставят на радио. И потихонечку Наташа начала распеваться. И распелась до того, что только что вышел ее дебютный альбом — Natana 1. И моя первая пластинка тоже, кстати.


— Группы «Настроение».


— Да. Называется «Игра». Пою песни общечеловеческого содержания — о любви, добре и зле.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter