Победитель национального конкурса "Лiстапада" Юлия Шатун свой следующий фильм снимет о себе и своем поколении

Искусство ни для чего не нужно

Впервые за многолетнюю историю кинофестиваля «Лiстапад» дебютный фильм Юлии Шатун — «Завтра» — попал в международную программу «Молодость на марше». По мнению программного директора Игоря Сукманова, на этот раз художественное высказывание состоялось, и картина «Завтра» имела полное моральное право конкурировать с лучшими игровыми дебютами постсоветских стран. Параллельно фильм Юлии Шатун участвовал в национальном конкурсе «Лiстапада», в котором и взял приз «Лучший игровой фильм». Прелесть победы заключается в том, что сняла свой полный метр Юлия на фотоаппарат, не вложив в производство картины ни копейки. В ролях занята вся семья Шатун: отец Анатолий, мама Оксана и брат Алексей. Оператором выступил друг — Никита Александров, он же помог Юле кино смонтировать, в обычной программе для Windows — Аdobe Premiere Pro.

Кадр из фильма «Завтра»

По сюжету бывший учитель английского языка 50+ из провинциального города Мозыря ищет работу и временно разбрасывает рекламные листовки по почтовым ящикам. У него в доме ремонт не закончен, сын уехал учиться в столицу без зимней куртки, и выигрыш по лотерейному билету никак с неба не падает. Ситуация для многих из нас знакомая, как и серые пейзажи спальных районов. Иногда во время просмотра фильма ловишь себя на мысли, что Юля взяла эти кадры из твоего фотоаппарата. Те же трубы буравят ландшафт, в сберкассах, на почте и в магазинах мелькают родные лица, да и выбивалка для ковра у тебя точно такая же. Наш полусонный декабрьский режим ожидания в очередях и на остановках транспорта Юлия тоже с большим мастерством сумела перенести на экран. По сути, снятый кустарным способом фильм взволновал международное жюри и зрителей. На двух фестивальных показах в кинотеатрах «Центральный» и «Беларусь» были аншлаги.

Кадр из фильма «Завтра»

Выйдет ли фильм «Завтра» в широкий прокат в ближайшее время, чем занимается Юлия в свободное от съемок время и какой будет ее следующая картина? Об этом мы поговорили с режиссером спустя неделю ее триумфа на «Лiстападзе».

— Юлия, ну как? У вас все завертелось, наверное: стажировки, продюсерские предложения, контракты, соглашения?

— Нет, ничего такого. Мне достались диплом и цветы. Но я и не ждала никаких конкретных предложений. Дело в том, что, когда ты занимаешься искусством — это ни для чего не нужно. Ты за это ничего не получаешь. Потому постоянно себе задаешь вопрос: а стоит ли вообще продолжать? Это главная причина, почему я отправила свой фильм на конкурс — мне хотелось, чтобы люди со стороны, профессионалы, посмотрели и сказали — есть там что–то вообще ценное или нет? Конечно, приятно было получить награду в национальном конкурсе — победа на «Лiстападзе» стала для меня знаком, что все не зря.

— Вы могли бы снимать коммерческое кино по заказу студии?

— Блокбастеры? Нет. Есть же в этом мире продюсеры, которые поддерживают авторское фестивальное кино. Мне бы все–таки хотелось продолжать снимать картины по своим сценариям, но уже с бюджетом, хотя бы минимальным.

— Так сразу исчезает фишечка, которая всех сейчас цепляет, — игровой фильм из ничего. Представляю, скольких вы любителей вдохновили своим примером. Дайте бесценный совет тем, кто вслед за вами пойдет снимать на фотоаппарат конкурсный фильм следующего «Лiстапада».

— Самое главное — обратить внимание на звук. Мы это с Никитой упустили. Хотя намеренно не тратили никаких средств. Если честно, не думала, что фильм будут показывать в кинотеатре. Снимала для себя, у меня была идея, хотела ее реализовать, посмотреть, получится ли из этой идеи кино. Мне кажется, до какого–то момента монтажа вообще непонятно, оживет ли все, что ты снял, на экране? Поэтому мы не вкладывали деньги — у нас их просто не было. А у родителей я бы не посмела взять непонятно на что.

— Мне кажется, Юлия, у вас такой замечательный отец, так здорово играет в фильме, он вас очень хорошо понимает и чувствует и обязательно помог бы. Знаю, что вы отказались от учебы в киношколе в Санкт–Петербурге, хотя и прошли туда по конкурсу. По–моему, это ошибка. Неужели ничего нельзя было придумать и поехать все–таки учиться?

— Я выбрала эту питерскую школу потому, что мне нравится их подход к процессу: они учат не ремеслу, а именно зрению. И те фильмы, которые они в качестве канонов просматривают, мне тоже очень близки. Но я так прикинула, если начинать с сегодняшнего дня откладывать на обучение хоть бы по сто рублей в месяц — мне надо десять лет копить, в год школа стоит три тысячи долларов. Сейчас я работаю smm–специалистом в минском рекламном агентстве. Окончила Белорусский государственный университет культуры и искусства по специальности «Прикладная культурология», аспирантуру — по арт–менеджменту. Но пока не смогла найти в этих областях себе применение. Да и по духу, я, скорее, не менеджер, а творческий человек. Вы правы, отец готов был мне помочь. Он когда–то в молодости хотел быть актером, очень любит кино. Кстати, напоминает мне в кадре Роберто Бениньи из «Жизнь прекрасна» и чуть–чуть Пьера Ришара. Папа до сих пор уговаривает меня: «Юля, учись в Санкт–Петербурге, я тебе буду помогать». Но я не хотела его обрекать...

— На то, чтобы он разносил рекламные листовки по почтовым ящикам?

— Да, да, да.

— Понятно. И все же прислушайтесь к отцу, он знает жизнь и про упущенные возможности тоже многое понимает. Я была на просмотре в «Центральном», где после сеанса фильма «Завтра» вы обсуждали его со зрителями. Реакция, как всегда, была полифоничной: от полного восторга до неприятия. Какие вопросы публики вас искренне удивили?

— На первом показе кто–то задал вопрос: а есть ли в моем главном герое что–то положительное? Я слегка опешила. Для меня все герои в этом фильме со знаком «плюс», ничего, кроме любви, я к ним не испытываю. И второй момент: многие почему–то не верят в саму ситуацию, что преподаватель английского языка может оказаться временно безработным. Давайте посмотрим чисто математически: в Мозыре 15 средних школ. В педуниверситете на кафедре иностранного языка 6 преподавателей. То есть на весь город 21 вакансия английского языка. Каждый год университет выпускает переводчиков и преподавателей — молодых и целеустремленных. Так что ситуация вполне себе жизненная, когда человек после 50 может оказаться без работы. Мой папа сейчас живет и трудится в Москве, потому что он не смог найти работу в Мозыре. А мама работает учителем английского онлайн — мы с братом помогли найти ей это место.

— И все–таки вам удалось как–то передать в фильме любовь к родному Мозырю. Слышала еще такую зрительскую оценку, что у вас получилось на экране много нашей серости и унылости.

— А мне она не кажется некрасивой, наоборот, я в нее, скорее, влюблена.

— Это чувствуется. Как и ваше теплое отношение к творчеству Аки Каурисмяки.

— Его ранние фильмы — да. Последний «По ту сторону надежды», который мы видели в этом году на фестивале, мне показался слишком зрительским, коммерческим. А вот его «Девушка со спичечной фабрики» поразила меня в свое время. Это был тот случай, когда смотрела и сожалела, что не я сняла этот фильм — настолько он соответствовал моей душе.

— Юлия, после нашего с вами интервью снова будут спрашивать читатели, выйдет ли фильм «Завтра» в прокат?

— Мне было бы приятно, если бы он вышел. А конкретного ответа не знаю. От меня это не зависит.

— О чем хотите снимать ваше следующее кино?

— Непонятно, будет ли оно, получится ли таким, каким я его задумываю. Должно сложиться вместе слишком много разных обстоятельств. Но это будет рассказ о таком человеке, как я.

— Фильм–биография?

— Да. На этот раз хочется высказаться о себе, о своем поколении.

— А вам сколько лет?

— 25. Многие мои сверстники уже карьеру сделали к этому возрасту, уже своих детей воспитывают. Но я пока в поиске, хотя не испытываю комплексов по этому поводу. Мне кажется, это нормально в любом возрасте — искать себя, свой путь.

КСТАТИ

Специальный кинопоказ фильма «Завтра» состоится 23 ноября в 18.00 в минском Музее миниатюр «Страна мини». Гостем показа станет режиссер картины Юлия Шатун. Чтобы получить пригласительный на сеанс, нужно успешно пройти кинотест на сайте smartfilm.by/test. В тест входит 15 вопросов на тему кино. 20 ноября организаторы фестиваля Smartfilm определят обладателей пригласительных билетов.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter