Телеведущий Анатолий Липецкий – о волнении во время прямых эфиров и работе над озвучиванием телефильмов

Искусство найти свою интонацию

Анатолия Липецкого знают все, кто интересуется международными новостями: выпускник лингвистического университета ведет программу «Вокруг планеты» на «Беларусь 1», появляется в «Панораме», а также в прямом эфире комментирует крупнейшие события, происходящие в стране. Но интерес вызывает не только знание актуальной мировой повестки и умение рыбкой нырнуть в хитросплетения международной политики, но и шикарный бархатистый голос ведущего, которым «говорят» многие проекты АТН.

— Вам буквально вчера выпало комментировать в прямом эфире празднование Дня Независимости в тандеме с Викторией Сенкевич. Легко ли дается работа вживую, не под запись, да еще и во время столь масштабного события?

— Несколько лет подряд я работал на трансляциях 9 Мая, также в прямом эфире и также в паре с Викторией Сенкевич, на поддержку которой всегда можно рассчитывать, поэтому, в принципе, это форма знакомая. Также три года подряд работы на детском песенном конкурсе «Евровидение» — незабываемые, неповторимые эмоции, два часа с хвостиком живого эфира, да еще с детьми! Детский конкурс — это, если хотите, вызов, особые правила, тонкость, максимальное участие, такт, а тут еще и прямой эфир… Что касается чувств, они всегда одинаковы и я никогда не поверю людям, говорящим, что они отработали прямой эфир до автоматизма и ничего не чувствуют. 

Волнение присутствует всегда, во время любой трансляции с места событий оно непременно есть — перед началом, или в первые секунды, или до самого конца, и это абсолютно нормально. 

Но очень важно, когда ты можешь рассчитывать на команду, на ребят, которых порой даже не видишь, но знаешь, что все они на своих местах делают свое дело и ты абсолютно в них уверен, — это просто супер!

— С чем можно сравнить прямой эфир — с выходом артиста к публике?

— Поскольку я все‑таки не актер, не буду браться за сравнения. Для меня прямой эфир — это огромный поток, который несется с невероятной скоростью независимо от тебя. А у тебя микрофон, и ты принимаешь решения, куда шагнуть, что сказать и как себя повести. Это очень живые и яркие эмоции. 

— Вас нельзя назвать певцом одной песни, у вас всегда целый ряд проектов. Не трудно переключаться с одного на другое?

— Я долгое время вел несколько программ — с того самого момента, как встал из‑за редакторского стола и вошел в кадр. В следующем году будет 10 лет, как веду программу «Вокруг планеты» — это вообще легендарная передача, с ней связано у меня очень многое. Во‑первых, именно благодаря этому проекту я стал ведущим. Мне однажды просто сказали: хватит сидеть за компьютером, иди в студию, у тебя все получится. Это было внезапно и очень круто. Не подвести — эта идея меня просто заполнила. Всего. И вот опять же команда, как без нее? С ребятами из «международки» АТН мы получаем «Телевершину». Программа уже становилась лауреатом раньше, но мы добились победы в очередной номинации. «Лучший ведущий информационно‑аналитической программы» — номинация персональная, но я убежден, достижение — наше общее. Также я готовлю дайджесты в рамках информационного канала «Панорама» вместе с моей соведущей Ольгой Давидович о событиях, происходящих за рубежом. Каждый раз это 5 — 6 основных событий, конечно, все сразу в дайджест не включишь, но тем и интереснее. И процесс выбора, и сам факт того, что нужно быть лаконичным, раскрыть тему, уложившись в отведенное время, — это держит в тонусе. Ну и то, о чем просто не могу не упомянуть, — множество фильмов и проектов, которые я озвучил за все эти годы. В художественном дубляже участвовал всего несколько раз, но работал в большом количестве документально‑хроникальных проектов Агентства теленовостей Белтелерадиокомпании. Не говоря уже про анонсы АТН, которые мне ежедневно приходится записывать… (Смеется.)


— Ах, так это ваш голос нас постоянно призывает вникнуть в подробности очередного телевизионного проекта?

— Мой! Но анонсы — это повседневная работа, важная творческая, но каждый день. Иной уровень — озвучивание серьезных проектов, которые даже выдвигаются потом на различные конкурсы, например, документальных фильмов, культурных альманахов. Это приятно еще и потому, что работаю с профессионалами, например, с Михаилом Ревуцким, Еленой Бормотовой — настоящими легендами АТН. А когда подключаются нестандартно мыслящие режиссеры, проект выходит просто бомба, и годы спустя приятно вспомнить. Да, все эти люди делали основную работу, их проекты заслуженно признавались победителями, но до чего же приятно, когда ты имеешь к этому отношение! Озвучка — это, наверное, мое все. 

— Ведущие обычно гордятся работой в кадре, а не за кадром. У вас не так?

— Наверное, у меня полностью отсутствует тщеславие: доволен, что огромная часть моей работы — именно озвучка, и она ценится, и мне нравится, как я это делаю. И этот закадровый пласт не меньше, а то и больше того, что я делаю перед камерой. Не то чтобы не буду скучать, если вдруг уйду из кадра, но для меня в этом случае ничего не обнулится, поскольку есть дубляж.
Анатолия Липецкого можно узнать если не в лицо, то по волшебному голосу: популярный ведущий самой важной своей работой считает дубляж. 
— Подобрать подходящий голос, чтобы им «говорили» какие‑то популярные передачи, — это целая история… Вас как‑то искали, вы проходили кастинги?

— Просто пришел в АТН, узнав, что им требуются люди со знанием иностранных языков. И все само сложилось. 

Есть то, что я просто умею. Интонация — шикарный инструмент, я не понимаю людей, которые ею обладают, но не пользуются. С ее помощью можно сделать огромное количество вещей! Как по мне, даже если перемешать слова в предложении, то благодаря интонации можно все вернуть на свои места и зритель поймет, что хотел сказать ведущий.

Интересно, что я до сих пор толком не могу ответить на вопрос «где ты так научился?», но меня никто не учил, правда. И от этого мне с каждым годом становится все более неудобно. Думаю, стоит пройти соответствующие курсы и узнать больше о своих возможностях и тонкостях профессиональной озвучки, только надо с рабочим графиком разобраться. Еще, конечно, хотелось бы кому‑то передать это умение! Уверен, что научиться владеть своим голосом точно можно. Был замечательный случай, когда мы записывали анонс шоу «Х‑Фактор». Меня попросили полностью забыть о том, как я читаю анонсы для Агентства теленовостей. Выйти, подышать, попить кофе — и забыть. Не потому, что это плохо, а потому, что в тот момент требовалось совершенно другое. Над четырьмя или пятью фразами мы работали с режиссером минут сорок пять. Это не было мучением — это было здорово, хотя и нелегко. Пытался объяснить, как могу это сделать, мне говорили: нет, требуется иное. Я говорил: не могу, мне отвечали: сейчас мы пять раз повторим и на шестой у тебя получится. И оно получалось! Когда в интервью люди рассказывают про команду, без которой у них ничего бы не вышло, это, наверное, надоедает читать. Кажется, что звучит такое штампованное «о‑го‑го». Но это чистая правда! Огромное везение, когда рядом с тобой профессионал, который что‑то в тебе разглядел и точно знает, что вот сейчас он это из тебя вытянет. И когда приходится вести прямые эфиры, расчет именно такой: чтобы профессиональная команда была рядом и каждый знал свою работу. И тогда все будет хорошо!

ovsepyan@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter