Актер и режиссер Александр Кологрив: какой театр нужен зрителю и почему артисты не любят корпоративов

Искусство на котурнах

Актер Александр Кологрив: какой театр нужен зрителю и почему артисты не любят корпоративов…

Артисты путешествуют в таких же тесных купе; так же как и все мы бывают заперты переездами в вагонах неспешных ночных поездов. Правда, эта область пространства и времени незримо меняется, когда под перестук на стрелках заходит неизбежный разговор о съемочной площадке или сцене, творческих планах, премьерах… Александр Кологрив, актер Гродненского областного драматического театра, честно ответил и за себя, и за коллег, за культурную столицу, но для этого пришлось продолжить беседу в пункте назначения и вдохновения, поскольку город тоже не мог остаться в стороне – noblesse oblige…


Встречаемся у главного входа в драмтеатр. Труппа еще в отпусках; это своего рода летний антракт, когда безлюдны коридоры и сцена заперта на ключ, заперты гримерки… Остался лишь дух подмостков, сонный призрак, который не любит вспышку (отключает) и ревниво стережет вверенные ему полумрак и тишину. Однако грядет новый сезон и тишина кратковременна. В столичных театрах лето проходит как-то иначе? А еще я всегда пытался понять, по какую сторону кулис - главное…


- Главная особенность провинциального драмтеатра – отсутствие конкуренции (Александр говорит на ходу, гулкие внутренние лабиринты, как и само здание не очень вяжутся со словом «провинциальный»). Не считая театра кукол, творческих соперников у нас нет. С одной стороны – это плюс, но с другой – значительный минус, потому что их отсутствие не самым лучшим образом сказывается на развитии театра… Кто-то заметит – зритель и так придет, никуда не денется. А мне кажется, что конкуренция должна быть, она означает движение вперед…


Наша короткая экскурсия в закулисье завершается у стендов для внутренней информации и портретов артистов театра. Это коллеги и конкуренты по цеху. Хотя у каждого свое амплуа, и в одном творческом коллективе взаимодействие, наверное, важнее.


В спектакле «Шинель» (по Гоголю, премьера прошла в середине мая) в постановке польского режиссера Петра Домбровского действие начинается еще в фойе. Актеры в костюмах соответствующей эпохи прогуливаются по «Невскому», Александр Кологрив, играющий городового, читает монолог…


Под полуденным солнцем здание драмтеатра кажется еще более монументальным, но любая монументальность, любая сценическая постройка и режиссерская задумка, как в «Шинели», со временем обветшает, потускнеет, если не будет (Александр прав) постоянного поиска, движения вперед.


Мы ищем тень… На гродненских улочках каждый год разворачивается другой спектакль, не менее пестрый и динамичный – фестиваль национальных культур. Вероятно, каждый артист хотел, чтобы подмостки стали таким же центром притяжения, собрали такой же яркий форум…


Александр качает головой.


- Театр должен быть во времени, но ни в коем случае не нужно идти у него на поводу. Да, подмостки не искусство для избранных, и тем не менее сейчас наступает такой момент, когда творческие коллективы должны определиться: либо сохранить основные традиции, либо превратить театр в зрелище, в конвейер, потерять лицо.


Сцена из спектакля "Шинель". Фото с сайта drama.grodno.by

Однако некоторые все же идут на риск. Гродненский театр кукол довольно успешно реализует постановки и шоу для взрослых, которые привлекают внимание как публики, так и прессы…


- У них есть хорошие драматические постановки, в которых они превосходят нас по ряду параметров, говоря техническим языком… Во многом это благодаря таланту и стараниям их замечательного режиссера - Олега Жюгжды. Это мастер перформанса, он знает, чем удивить… Главреж нашего театра, Геннадий Мушперт, талантлив не менее, но работает иначе – стремится вытянуть из нас нутро. Как он сам говорит, для постановки спектакля ему нужны только две вещи – коврик и актер. Это ставка на игру.


Как тут не вспомнить - тройка, семерка, туз… И еще – пиковая дама, всегда готовая подмигнуть. Мы говорим о том, что театральные режиссеры в стремлении эпатировать (а чаще - банально заработать…) опускаются порой до откровенного дель арте и скоморошества. Всем известны такие примеры и премьеры. Но судить их трудно, без средств – никуда, и даже раешник вправе рассчитывать на медяк.


- Да, к несчастью, все крутится вокруг денег. Театр надо спонсировать, поскольку он никогда не был богатым заведением. Спонсорство снимает каверзный вопрос: на что актерам жить?.. Актер обязан посвящать себя профессии, а не удирать из театра, играя два-три спектакля в месяц, все остальное время с головой окунаясь в заработки на стороне. Бегая по корпоративам, например. Тем более мало приятного – развлекать подвыпивших людей… Можно еще вести детские кружки, но в плане заработка это, конечно, мизер.


Внутренний двор Старого замка встречает прохладой и голосами ребятишек, пришедших вместе с родителями в музей. Вообще, для погожего выходного дня здесь достаточно многолюдно, что не совсем вяжется с традиционным мировоззрением: солнце в гору, народ – на шашлыки… Культура внутри нас, и те, кто пришел в Старый замок, ручаюсь, хотели бы получить и большую программу. Вопрос – что им можно дать.


- Я бы провел в кинотеатрах киномарафон белорусского кино. Именно белорусского… Пригласил бы на фильмы актеров, которые там снимались, хотя бы некоторых… Театр может поучаствовать в жизни культурной столицы хорошей постановкой о Гродно. Например, поставить что-то историческое… Или же восстановить замечательный спектакль «Рогнеда и Владимир».


Прошу Александра минуту-другую позировать на руинах крепостной стены. Здесь, в любимой резиденции короля польского и великого князя литовского Стефана Батория, темы и персонажи для исторических постановок напрашиваются сами собой. Число их заметно увеличится, если еще немного побродить по городу.


- Я приехал в Гродно поступать и влюбился в него с первого взгляда. Сказал себе – вот место, где буду жить и работать. Но это не значит – служить искусству и оставаться безучастным к улицам, по которым ходишь каждый день. Культура начинается с малого… Будучи градоначальником, первым делом распорядился бы отреставрировать старую кирху (лютеранская церковь, построенная предположительно – в конце XIX - начале XX века. – Прим. авт.). Много лет она стоит обшарпанной. Хоть я и православный, но ее архитектурной стиль – неоготика - мне очень нравится.


Возвращаемся к сценической теме, и сам собой возникает вопрос: можно ли проводить в Гродно театральный фестиваль? Александр рассказывает, что эта идея уже давно витает в воздухе, и здесь, на границе Литвы и Польши, она имеет право быть воплощенной в том числе и на международном уровне. Например, что если принимать фестиваль поочередно в Гродно, Белостоке и Друскининкае? Раз в три года: один год в одном городе, другой – в другом… Но все опять упирается в средства.


- Будет фестиваль или нет, но областной театр в любом случае должен оставаться местом, где кипит жизнь. Это точка в городе, где обычный человек имеет возможность приобщиться к культуре поведения прежде всего… Моя личная трагедия – невыключенные телефоны. Но больше всего бесит, когда в театр заходят после третьего звонка. Есть, конечно, негласные три минуты, когда могут пропустить, но государственный театр, как и государственный поезд, вовсе не обязан ждать опоздавших.


Как актер Александр Кологрив убедителен в интонациях: я сразу вспоминаю, что скоро уезжать, и время бежит неумолимо. Как режиссер он поставил спектакль «Планета». И сыграл в нем. Это монолог, именно – монолог мужчины и женщины, тема насколько вечная, настолько и сложная. Премьера, к слову, состоялась в январе 2007-го, всего через год после прихода Александра в театр.


- Для меня режиссура и актерское ремесло – неразделимы. Изначально хотел поступать на режиссуру, но потом все-таки пошел на актерство, о чем сейчас не жалею, поскольку Геннадий Мушперт, руководитель курса, умеет заразить своим методом преподавания как актерского мастерства, так и режиссуры… А в спектакле «Планета» мне было трудно, потому что не хватало и не хватает взгляда со стороны. На счастье, есть пристальное око Геннадия Владимировича. А в целом у режиссера должен быть хребет, определенный стержень. Надо четко представлять, что ты хочешь рассказать зрителю. И ты должен знать, как зритель это увидит. Интересная идея сама по себе еще ничего не стоит, ее надо воплотить.


В том же 2007-м Кологрив был удостоен звания «Актер года». Сегодня он задействован во многих спектаклях, имеет и опыт работы в кино. В дальнейшем, по его словам, хотел бы присоединить к своему творческому багажу и педагогическую деятельность, набрать курс, еще раз попробовать себя в режиссуре. А что же кино? Точнее, в чем разница для актера? Я задал, признаюсь, этот вопрос как простой зритель, хотя в силу специальности бывал и на съемочной площадке, и на репетициях в театре. Только со стороны, к сожалению, этого не понять.


- Вся наша профессия строится на том, чтобы из столкновения лжи – себе и зрителю – создать правду. Но если театральная площадка, как я понял, это – увеличительное стекло, сквозь которое зритель видит тебя насквозь, то кино – это вообще микроскоп! Есть такое выражение: в театре надо играть процентов на 80, чтобы оставался своего рода люфт… В кино же следует играть на 10 процентов. Иначе на экране смотрится ужасно. Кино практически неэмоционально, приземлено... А театр - это все-таки искусство на котурнах… И хорошо, когда он не чужд эклектике, не боится смешения стилей. Как в жизни, где есть место и трагедии, и юмору, и даже буффонаде.


Такова позиция человека действия… Если оно захватывает, то уже не так важно, сколько этих действий в спектакле. И вместо постскриптума: в ближайшее воскресенье, 24 августа, комедия "Случайная смерть анархиста" откроет в Гродненском драмтеатре новый, 67-й сезон.

web@.sb.by

Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter