Все знать нельзя
Бесполезных знаний не бывает: любые из них могут пригодиться. Впрочем, как с той же вероятностью остаться хоть и ценным, но утилитарно бесполезным багажом. Возможно, я был не самым старательным школьником и студентом, но сейчас больше половины предметов, по которым писал курсовые, сдавал зачеты и экзамены, даже вспомнить не могу: не пригодились эти науки в профессиональной жизни. Впрочем, это совершенно не значит, что они бесполезны. У каждого карьера складывается с витиеватой уникальностью. Поэтому не исключено, что невостребованные дисциплины в моей практике оказались бесценными для моих коллег. Пожалуй, всегда самый сложный вопрос: а какие знания нужны? Как их собственную коллекцию сделать максимально эффективной для профессиональной деятельности? И не только в моменте, но и на протяжении хотя бы начальных нескольких лет карьеры. Вроде бы столько современному человеку надо: иностранные языки, информационные технологии, программирование, математика… Однозначно не лишними будут представления о химии, ботанике, биологии, и далее следует длинный список. По нынешним временам — практически бесконечный. А в сутках-то как было 24 часа, так и осталось. И ребята, даже самые талантливые, с трудом справляются с валом школьного материала. Особенно тяжко приходится добросовестным ученикам, которые тянутся к золотой медали. Менее амбициозным подросткам жить несколько проще: какие-то предметы они попросту игнорируют, смиряясь с не самой высокой оценкой.Количество полезной информации стремительно растет, удваивается каждые полтора месяца. Иногда гипотезы, теории и концепции устаревают еще до того момента, как монографии и брошюры выйдут из печати. Не говоря уже про учебники. Подобная динамика делает практически невозможной полноформатную и полноценную подготовку студента. Прилежно полученные на втором курсе знания могут уже несколько устареть или стать неполными к моменту выпуска. И еще одна загвоздка, которая касается в первую очередь высшего образования, — уход в более узкую специализацию. С одной стороны, такой подход вполне логичный: студент глубоко погружается в определенное направление и оттачивает свои компетенции. С другой — возникают дополнительные сложности с прогнозированием необходимого количества выпускников по той или иной узкой специальности. Кроме того, усложняется учебный процесс. Наблюдается и еще одна тенденция: все востребованнее становятся на рынке труда работники с узкой специализацией, но с большой эрудицией по широкому спектру других направлений. Это еще одно веяние времени. Кстати, все прорывные технологии лежат в междисциплинарных сферах. Тот же искусственный интеллект завязан на фундаментальных исследованиях физиологии человеческого мозга, высшей математики, микроэлектроники и даже лингвистики (мы мыслим не двоичным кодом, а словами). И еще целого ряда научных направлений. Если опуститься на землю из высоких сфер инновационных технологий, наблюдается та же история. Квалифицированный рабочий должен иметь представление о механике, программировании, свойствах материалов… Все эти знания ему необходимы для эффективного обслуживания современного цифрового оборудования. Одним инженерам необходимо владеть основами медицины (если конструируют медицинские приборы), понимать ключевые принципы экономики (чтобы их конструкции были проходными по себестоимости) и даже разбираться в элементах дизайна (внешний вид многое значит). Это один из примеров. На самом деле, каждое высококвалифицированное рабочее место требует своего набора разнообразных компетенций.
Умная изобретательность
Но нельзя охватить бесконечность. Да и неизвестно, какие знания могут понадобиться завтра. Получается, чтобы подготовить идеального специалиста, его придется учить всю жизнь и не выпускать со студенческой скамьи. Но, возможно, логично пойти другим путем: повторить опыт эпохи Возрождения. Тогда ученые были разносторонне развиты: занимались и химическими опытами, и архитектурой, и искусствами, конструировали механические устройства, увлекались кораблестроением, естественными изысканиями… Несомненно, научный багаж пять веков назад был более скромным. Но речь же не идет об идентичном копировании, можно перенять принцип. И во главу угла в образовании поставить, во-первых, понимание базисных принципов, на которых выстроен весь предмет. Во-вторых, умение мыслить. Как говорил мой преподаватель по математике, умный человек может не помнить сотни формул, но если какую-то забыл, то сможет быстро ее вывести.В-третьих, как видится, одним из краеугольных камней образования должно быть умение самообразования. Дабы, выйдя из альма-матер, молодой человек мог без посторонней помощи самостоятельно повысить свою квалификацию по необходимому предмету, исходя из своих уже профессиональных потребностей.Учиться — это тоже большое искусство, которому, так и напрашивается каламбур, необходимо учить. И тогда отпадет необходимость взваливать на школьников и студентов тонны различных премудростей, многие из которых они с трудом представляют, как реализовать на практике. И не исключено, что им никогда этого и не придется делать. Знания не бывают лишними, но случается — избыточными.
volchkov@sb.by