Солистка Большого театра Клавдия Потемкина рассказала о сюрпризах для зрителей и секретах семейного счастья

Искусство любить

Клавдия Потемкина: «Отрадно осознавать, что Минск для нашей семьи за восемь лет после переезда из Казахстана стал родным».
Будущая оперная дива родилась и выросла в городе Темиртау Карагандинской области в Казахстане. Родители не были музыкантами. Маленькая Клавдия вместе с папой слушала зарубежные рок-композиции, они устраивали домашние концерты. В шесть лет попросила дедушку отвести ее в музыкальную школу, а затем поступила на дирижерско-хоровой факультет Карагандинского колледжа искусств имени Таттимбета. Мир музыки увлек девушку. Поступила в Казахскую национальную консерваторию имени Курмангазы в городе Алматы по специальности «оперное пение». Окончив ее с отличием, была зачислена в аспирантуру, стала солисткой Государственного академического театра оперы и балета имени Абая в Алматы. 

Сегодня Клавдия Потемкина — лауреат международных конкурсов, обладатель музыкальной премии BELBRAND AWARD, солистка Большого театра Беларуси. Это она вживается в образ Розалинды в спектакле «Летучая мышь», Татьяны в опере «Евгений Онегин», Церлины в «Дон Жуане», Жрицы в «Аиде», Валентины в «Веселой вдове». Не забывает и казахские народные песни, разучивает белорусские. С гордостью говорит о том, что в концертах Дней культуры Казахстана в Беларуси исполняет гимны обеих стран, и признается, что переезду в Синеокую рада: «Беларусь — светлая, милая страна, где живут талантливые и добрые люди».

Песнь цветов

В начале интервью моя собеседница приглашает на свой сольный концерт «Весенний вальс / KÓktem Valsi», который состоится 9 апреля в Большом театре Беларуси. Произведения казахских композиторов в ее исполнении несколько лет назад звучали для публики Вены и Зальцбурга.

— Концерт будет полностью посвящен казахской музыке, — говорит Клавдия Потемкина. — В программе прозвучат произведения казахских композиторов Мукана Тулебаева, Сыдыка Мухамеджанова, а также арии Джузеппе Верди, Жюля Маcсне и других. В вальсе цветов закружат романсы и казахские народные песни. Гостем концерта станет лауреат международных конкурсов, заслуженный деятель Казахстана Нуржан Баженкенов. Режиссером концерта выступит заслуженная артистка Беларуси Оксана Волкова.

С Оксаной нас связывает работа над оперой Джакомо Пуччини «Вилиссы. Фатум», режиссером которой она является. В этом спектакле я исполняю главную партию. Постановка потрясающая, неординарная. Увидеть премьерный спектакль можно 25 марта в Большом театре Беларуси.

Жизнь — судьба

— Моя прабабушка по маминой линии родом из Витебска, — продолжает рассказ певица. — В детстве я часто бывала в Беларуси, постепенно влюблялась в этот край. Казахская история нашего рода началась с той поры, когда мои дедушки и бабушки еще до Великой Отечественной войны по воле судьбы оказались в Казахстане.

Клавдией меня назвали в честь бабушки. Если в детстве с таким древнерусским именем в школе было немного неловко, то потом осознала его прелесть. Перед выходом на сцену объявляют: «Клавдия…» — и уже звучат аплодисменты. Даже фамилию называть не нужно, потому что и так понятно: Клавдия в концерте одна.

С будущим мужем познакомились еще во время учебы в музыкальном колледже. С тех пор не расстаемся. В 2014 году переехали из Казахстана в Беларусь. Захотели открыть для себя новые горизонты. Нам здесь сразу понравилось: уютно, комфортно. Созданы все условия для того, чтобы растить и воспитывать детей. Безопасно, спокойно. И образ жизни размеренный. Нам он очень близок. Мы ценим, например, то, что не приходится проводить значительную часть времени в транспортных пробках. Отрадно осознавать, что Минск для наших двоих детей за эти восемь лет стал родным. Куда бы ни уезжали на отдых, Дарья и Никита хотят поскорее вернуться в Минск.

Когда приехали в Беларусь, для того чтобы дети быстро освоили белорусский язык, брали индивидуальные уроки. Дарья так быстро влилась в «мову», что теперь приносит в дневнике из школы по этому предмету одни десятки! Когда я исполняю в концертах песни на белорусском языке, дочь — мой первый консультант по правильному произношению. Поэтому дуэт Максима и Вероники из оперы «Зорка Венера», которую исполняли с заслуженным артистом Беларуси Владимиром Громовым у стен Несвижского замка, был тепло принят зрителем.

Под музыку Вивальди

— Дети учатся игре на фортепиано, — рассказывает Клавдия. — Даша летом освоила еще игру на гитаре. Для них музыка — волшебный мир, в который они погружены еще с внутриутробного периода развития. Я продолжала выступать в концертах до позднего срока беременности. С пеленок они слушали в моем исполнении отрывки из разных опер. Когда Даша немного подросла, брала ее часто за кулисы. Дочка много раз бывала в гримерном цехе театра. Когда ей было всего три года, она, играя с куклами, сама напевала отрывки из арий, которые слышала в моем исполнении. Ее, маленькую, мы брали с собой в зрительный зал на «Травиату». Сначала дочка могла высидеть 20—30 минут. Спустя время мы ходили с ней на многочасовые спектакли.

С сыном Никитой начали открывать оперу с пяти лет. Теперь, бывает, слышу, как он, когда чем-то занят, напевает музыку из балета «Щелкунчик». Для детей классическая музыка — неотъемлемая часть жизни. Сегодня могу с уверенностью сказать о ее благотворном воздействии в воспитании. Она развивает фантазию, воображение, музыкальный слух, память, формирует эстетический вкус.

Любовь, похожая на сон

— Семья — это мое счастье, — признается певица. — Муж меня всегда поддерживает. Никогда не ставил условий: или семья, или карьера. Когда ездила в Вену на мастер-классы оперной певицы Габриэлы Сима, международные конкурсы, муж оставался дома. Справляться с детьми помогала моя мама. Теперь признается: ему приятно осознавать, что я развиваюсь творчески.

Любой мужчина хочет, чтобы его вторая половинка была интересной личностью. Ведь когда женщина реализована, тогда и в семье у нее все отлично. В этом и есть залог крепкого союза. Большую часть нашей жизни мы с мужем прожили вместе. Так что можно сказать, что мы с Сергеем — одно целое.

Любовь — большой труд. Не всегда все ровно и гладко. Если на пути возникают сложности и обойти их невозможно, стараемся изменить к ним отношение.

Красота во всем

— В нынешнее время, когда зритель пресыщен визуальной информацией, артист не имеет права его разочаровать даже на секунду, — убеждена Клавдия. — Приходят люди в театр оперы, отработав смену на заводе или в офисе, и они должны окунуться в другой мир, отдохнуть от забот, получить приятные эмоции.

Чтобы хорошо выглядеть, слежу за питанием. Раз в год в течение месяца голодаю, пью травяные чаи и воду. Занимаюсь йогой, медитацией, три раза в неделю хожу в тренажерный зал.

Недавно разговаривали с подругой и представляли, как мы, девяностолетние старушки в ярких юбчонках, отдыхаем в веселой компании на берегу моря, разъезжая на шикарном кабриолете. Чтобы достичь счастливой старости, уже сейчас нужно делать инвестиции в свое здоровье.

ИЗ ДОСЬЕ «НГ»

Клавдия Потемкина — лауреат I премии международного фестиваля «Шабыт» (2011), лауреат I премии международного конкурса «Романсиада» (2011), лауреат III премии республиканского конкурса вокалистов имени Куляш Байсеитовой (2011), лауреат II премии международного конкурса вокалистов имени Бибигуль Тулегеновой (2012), дипломант международного конкурса вокалистов имени Альфредо Джакомотти в Италии (2016).

kuzmich@sb.by

Фото из личного архива Клавдии Потемкиной
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter