Театр кукол из Пензы везет на «Славянский базар в Витебске» свой лучший спектакль

Искусство дергать за ниточки

Многократный обладатель «Золотой маски» пензенский театр «Кукольный дом» едет на «Славянский базар» со своей новой сказкой «Яблоки, Маша и Баба-яга».

На сцене все по-современному: печь Бабы-яги похожа на центрифугу, куклы рассекают на мотоцикле, вертолете и даже на ракете.
PUPPET-HOUSE.RU

«Кукольный дом» — это сотни героев и десятки спектаклей у горстки актеров, которых можно сосчитать по пальцам одной руки. Виртуозно дирижирует всеми бессменный режиссер-постановщик, он же художественный руководитель, заслуженный деятель искусств РФ Владимир Бирюков. Его актеры играют не на струнах, а на невидимых нитях. Беспрекословно повинуясь им, куклы начинают говорить на понятном нам языке, рассказывая вечные истории о добре и зле, дружбе и предательстве. К концу спектакля крошечной кукле на сцене начинаешь верить больше, чем старому другу. Это и называется волшебством, которому подвластны все возрасты.

Куклы из Пензы объехали десятки стран мира и всю Россию — от Калининграда до Южно-Сахалинска. Не раз бывали и в Беларуси. Здесь их снова с нетерпением ждут.

— Театр не должен «консервироваться», — убежден Владимир Бирюков. — Правда, любой выезд для нас экстрим. Мы привыкли работать в очень стесненных условиях. Родная сцена совсем крошечная, а зрительный зал рассчитан всего на 60 мест. Поэтому, когда едем в гости, уточняем, какая сцена. Одно дело говорить со зрителем глаза в глаза и совсем другое — когда в зале 20 рядов.

О Витебске пензенские актеры отзываются с особой теплотой. Помнят этот опрятный дружелюбный город и тоже ждут новой встречи.

Несмотря на пандемию, в последние два года у «Кукольного дома» было немало работы. В репертуаре появились новые названия. Правда, ставить спектакли по произведениям зарубежных авторов становится проблематично из-за невозможности переводить авторские вознаграждения в Европу. Но театралы искреннее надеются, что сила искусства окажется выше политических барьеров и репертуар устоит. Чтобы избежать проблем, Владимир Бирюков сам пишет пьесы для детей и взрослых. Хотя признается, что не любит это муторное дело и садится за чистый лист за три дня до начала репетиций, когда в голове уже видит будущий спектакль в деталях.

— Вы знаете, в пьесах Шекспира немало шероховатостей. Они вызваны тем, что писал он под конкретных актеров, а их у него было мало. Поэтому неожиданный поворот в сюжете зачастую объяснялся тем, что кому-то нужно было уйти со сцены, чтобы переодеться для следующей роли, — говорит Владимир Бирюков.

Вот и сказку «Яблоки, Маша и Баба-яга», которую увидят белорусы, он написал сам. В ней много автобиографичного.

— Как-то я поставил спектакль в Польше, заработал и купил дачу под Пензой. Решил все шесть соток засадить яблонями. И в первый же год, когда они начали плодоносить, схватился за голову. Все шесть соток как ковром укрыты яблоками. Аромат стоял пьянящий, — вспоминает сценарист и режиссер.

Говорит, что все сложнее удивлять детей, избалованных гаджетами. Приходится усложнять спектакли, делать их по-настоящему технократичными.

На сцене все движется, гремит и фырчит. Печь Бабы-яги похожа на центрифугу и выполняет роль преобразователя пространства. По сцене куклы рассекают на мотоцикле, вертолете и даже на космической ракете. Но главное преображение происходит где-то внутри у каждого, кто окунется в этот загадочный мир. Обязательно приходите и посмотрите. 

Наталья Саванкова

tata010@yandex.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter