Быть живой статуей - целое искусство

Искусство быть статуей

Живые статуи могут не двигаться часами, словно и правда отлиты из бронзы или высечены из камня. Ими любуются, с ними фотографируются. Но при всей кажущейся простоте такая работа не из легких... «Умение человека надолго замереть в одной позиции еще не делает его живой статуей», — Олег Усов, руководитель творческой мастерской «Джокеры», выступает в этом оригинальном жанре уже 8 лет и убежден: это настоящее искусство, со своими правилами и своей философией.



— Мне нравится работать в разных жанрах. С утра — привидением в детском саду, в обед — ангелом с цветами от службы доставки, вечером — мимом на корпоративе... Но работа живой статуей всегда вызывает особые эмоции. Иногда кажется, что ты шпион, которого наняли следить за людьми. Главное — создать полную иллюзию того, что перед ними в самом деле статуя.

Тут есть сразу несколько секретов. Пожалуй, самый важный — хороший костюм. Придать одежде вид живой статуи непросто. Некоторые надевают обычные вещи, которые развеваются на ветру, — разве у скульптур так бывает? Покрасить одежду баллончиком автомобильной краски — тоже не метод. Олег говорит, что важно использовать правильные материалы, иначе краска впитывается и не остается на поверхности ткани. Другое дело — работа профессионального костюмера, когда каждая складка помогает «статуе» играть свою роль исторической личности, сказочного героя, мифического персонажа... Но если в прежние годы костюмы делали в основном одноцветными, под камень или бронзу, то сегодня можно встретить и более креативные образы — наряду с одиноко стоящими «изваяниями» появляются целые «скульптурные композиции» или даже «ожившие картины». Подойдешь к такой, чтобы вглядеться в лицо статной дамы, а она в ответ: «Бу!» Говорят, от неожиданности многие прохожие дар речи теряют. А когда приходят в себя, веселятся, благодарят за эмоциональную встряску...


— Это и есть самое приятное в работе артиста — эмоции людей, возврат энергии, — говорит Олег. — Когда зрители радуются, можно несколько часов подряд работать и чувствовать лишь заряд бодрости. Но если выкладываешься, а люди замкнуты в себе, устаешь моментально. Психическая усталость переходит в мышечную, и такое ощущение, словно вагоны разгружал.

— Но как людям–скульптурам удается оставаться неподвижными долгое время?

— Поначалу это кажется очень сложным. Уже через пару минут в одном положении тело затекает, начинает болеть и предательски чесаться. Но потом учишься не обращать на это внимания. Думать о чем–то другом. Или ни о чем не думать. Оставаться в роли. Есть и маленькие хитрости. Например, статуя может сидеть на лавочке либо опираться на чемодан, зонтик.

Чтобы не выдать себя даже вздохом, дышать нужно животом.

Закончить образ помогает грим в цвет костюма. Для этого артисты используют даже гуашь и акварельные краски. Аквагрим стекает с лица от малейшего пота. А профессиональные средства для живых статуй в Минске не купить. Приходится обходиться дешевыми аналогами. Комбинировать цвета. Коже, конечно, это не на пользу. Однако такова специфика жанра. Остаются только зрачки. Они сразу выдают живого человека... Поэтому «статуи» учатся не моргать или работают с закрытыми глазами.


В творческой мастерской

— Вам только кажется, что глаза закрыты. А я все вижу. У нас есть свои техники «третьего глаза», — смеется Олег. — Но если одни живые статуи удивляют зрителей тем, что могут долго простоять не двигаясь, то мне больше нравится играть с людьми. Мимикой, пантомимой.

Он достает из чемодана костюм одного из своих любимых персонажей — бронзового часовщика. Образ не оригинален — его можно встретить в нескольких городах, но здесь есть изюминка: oгромные часы на груди и множество маленьких на лацканах пиджака. Эти атрибуты позволяют придумать массу забавных интерактивов со зрителями. «Я лучше покажу», — говорит артист. И тут же начинает «тикать» из стороны в сторону, как маятник. Затем имитирует рукой движение секундной стрелки (поясняя: в танце это направление так и называется — «тикинг»; в прошлом, кстати, Олег дважды чемпион страны по верхнему брейк–дансу). Потом демонстрирует другой мини–этюд: на мгновение замирает и начинает плавно двигаться, будто в замедленном кино. «Перематывает» себя вперед и назад, словно на самом деле может влиять на ход времени.

На улицах такие представления артисты показывают зрителям как «комплимент» за брошенную денежку. Чем интереснее «статуя» может раскрыть свой образ, тем больше рядом собирается толпа и значительнее будет выручка. Кстати, в Минске после деноминации она может увеличиться: с монетками прохожие расстаются проще. Интересуюсь: сколько же можно заработать таким искусством?


Олег Усов

— В крупных туристических городах и 50 евро не предел. Причем заработать можно в любой день недели. В Минске гонорары скромнее. У нас пока нет такого туристического потока, как, скажем, в Барселоне или Праге. Поэтому и живые статуи на улицах редкость. Чаще всего их можно встретить в Верхнем городе в выходные и праздники. Но качество выступлений, которые я видел, не на самом высоком уровне: простые позы, слабая мимика, элементарная пластика и дешевые костюмы... Хотя есть и исключения. А самые виртуозные образы артисты со всего мира ежегодно представляют на фестивале–конкурсе живых скульптур в Арнеме (Голландия) в последние выходные сентября.

Надо сказать, живые статуи гармонично вписываются не только в городскую среду. Они востребованы на различных выставках, корпоративах, презентациях... Даже торговые центры приглашают для развлечения гостей. В определенном смысле такая работа проще: артисту не нужно ориентироваться на звон монет, только ловить настроение зрителей. Но есть свои нюансы.

— Бывает, клиенты подходят и говорят: мы вам деньги платим не за то, чтобы вы тут стояли, — показывайте фокусы, жонглируйте, танцуйте, играйте с детьми. Забывают про особенности жанра. В этом образе артист не может бегать по залу, развлекая гостей. Он же «статуя»!.. А есть категория людей, которых так и подмывает сделать какую–нибудь гадость. Например, бычок о нос «изваяния» затушить. Проверить, пошевелится или нет.

К счастью, такие ситуации — редкость. А вот веселых историй, напротив, масса. Однажды на свадьбе Олег так вжился в роль... «куста» (такие костюмы — одна из новых фишек жанра), что даже собачка приняла его за растение, подбежала и лапу подняла. Что уж говорить про мух, которые то и дело на нос садятся — выдержка нужна нечеловеческая. Но самое смешное, когда люди стоят рядом и обсуждают, живой ты или ненастоящий. Смотрят в упор. А «статуя» вдруг раз — и подмигнула...

Мир живых статуй очень многогранен. Олег говорит, что в будущем, может, даже курсы специальные организует для желающих постигать азы мастерства: «Жаль, не все до конца понимают этот жанр. Пытаются работать в самых обычных костюмах. Какой смысл? Или просто спекулируют на образе живых статуй. В Париже, например, я как–то наблюдал «изваяние фараона» в куске дешевой ткани и маске за 5 долларов. Никакого искусства! Просто форма попрошайничества».

КСТАТИ

Впервые живые статуи появились на знаменитом бульваре Ла Рамбла в Барселоне.

dekola@mail.ru

Советская Белоруссия № 140 (25022). Суббота, 23 июля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter