Искусственный газ

Зачем Россия, Иран и Катар создают газовую ОПЕК?

Зачем Россия, Иран и Катар создают газовую ОПЕК?


Полвека назад практически весь нефтяной рынок (за одним серьезным исключением — СССР) контролировала горстка западных компаний, которые в тогдашней прессе проходили под общим названием «семь сестер». Государства, на территории которых находились месторождения «черного золота», получали положенные 50 процентов от прибыли и на большее в общем–то не претендовали. Надо понимать, что это были отсталые и зависимые страны, часто — бывшие колонии, только–только получившие независимость. Ситуация изменилась, когда «семь сестер» вынуждены были пойти на снижение цены на нефть (в отличие от сегодняшнего дня предложение тогда значительно превышало спрос). Соответственно доходы нефтяных стран тоже уменьшились, с чем не хотели мириться национальные элиты, уже почувствовавшие вкус суверенитета. Прошли одни, вторые, третьи тайные переговоры, и в 1960 году на свет появилась Организация стран — экспортеров нефти, известная под аббревиатурой ОПЕК. Однако картелю понадобилось еще какое–то время, чтобы утвердить свое влияние, тем более что и «семь сестер» не собирались сдаваться. Определяющим моментом стал 1973 год, когда из–за очередной арабо–израильской войны ОПЕК взвинтила цены на нефть и спровоцировала серьезный экономический кризис на Западе. На сегодняшний день 13 членов картеля контролируют 2/3 мировых запасов нефти и являются серьезной силой, с которой все вынуждены считаться. Повторить успех нефтяников теперь намерены газовики. Россия, Иран и Катар заявили о создании организации стран — экспортеров газа.


«Главной целью громкого демарша обладателей трех самых больших газовых запасов является их стремление не допустить дальнейшего снижения цен на углеводороды», — полагает российский «КоммерсантЪ». Хотя в данной области эта газета вряд ли может считаться независимым обозревателем, учитывая ее связи с «Газпромом», и тем не менее... «Мы сошлись во мнении, что колебание цен на нефть (от нее напрямую зависит стоимость «голубого топлива». — И.К.) не ставит под сомнение фундаментальный тезис о том, что эпоха дешевых углеводородов закончилась, и стороны будут исходить из этого в своей работе», — заявил глава «Газпрома» Алексей Миллер, который представлял Россию на встрече в Тегеране. Эксперты отмечают, что «золотое десятилетие» российского газового монополиста подходит к концу и это вынуждает его действовать. Если в этом году «Газпром» получит 30 миллиардов долларов прибыли, то при 70 долларах за баррель нефти в следующем году его прибыль упадет до 5 миллиардов, а в 2010 году и вовсе могут быть убытки.


Другое авторитетное московское издание, «Независимая газета», считает, что «Иран втянул Россию в газовую ОПЕК». Идея создать организацию, которая могла бы диктовать цены на газ, впервые была озвучена в конце прошлого года на встрече иранского лидера аятоллы Хаменеи с секретарем Совбеза России Игорем Ивановым. Однако тогда в Москве не поддержали эту инициативу. Аргументировали тем, что газовый рынок в отличие от нефтяного менее свободен, «голубое топливо» в основном идет по трубам, контракты заключаются долгосрочные и какие–то манипуляции с ценой затруднительны. Думается, не последнюю роль сыграла и резкая реакция США и Евросоюза на возможность создания «газовой ОПЕК». Сегодня, когда стоимость углеводородов падает, а отношения с Западом в результате грузинской кампании достигли точки замерзания, Россия изменила свою позицию.


Формально газовый картель еще не создан. Начаты консультации по его созданию, которые должны закончиться 18 ноября в Москве подписанием учредительных документов. Кроме трех крупнейших производителей газа, в этом форуме должны участвовать также Алжир, Индонезия, Ливия, Малайзия, Нигерия, ОАЭ, Египет, Тринидад и Тобаго и Венесуэла. Вместе эти государства контролируют более 60 процентов запасов «голубого топлива».


Переговоры в Тегеране не остались без внимания западной прессы. Вчера о них написали практически все газеты. Оценки вполне однозначные. «Объединение ведущих стран — экспортеров газа, даже самое расплывчатое, чревато серьезной экономической угрозой для Европы», — считает британская «Таймс». «Запад считает, что Россия и Иран готовы использовать энергетику для достижения своих политических целей», — еще более резко пишет «Гардиан». Политики не отстают от журналистов. Еврокомиссия уже заявила, что будет противиться созданию какой бы то ни было организации, способствующей ограничению свободной конкуренции. Реальным шагом в этой борьбе может стать выработка единой энергетической политики ЕС. Наверняка новости из Тегерана подхлестнут западных политиков. Нет таких международных норм, которые бы запрещали объединяться странам — экспортерам газа. Но что мешает проводить единую линию потребителям и государствам–транзитерам? Зависимость в такой тонкой сфере, как энергетика, всегда взаимная.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter