Искусств так много, но… Не всем милей кино

Почему  в  барановичском  кинотеатре  изготавливали  ритуальные  принадлежности,  а  в  брестских  —  брали  с  посетителей  плату  за  туалет?..

Почему  в  барановичском  кинотеатре  изготавливали  ритуальные  принадлежности,  а  в  брестских    брали  с  посетителей  плату  за  туалет?..

Казалось бы, ответ на вопрос, чем должен зарабатывать кинотеатр, очевиден: конечно же, в первую очередь прокатом фильмов. Но, как говорит герой одного из рекламных роликов, это же так сложно… Действительно, непросто. Заработок кинотеатра – это касса, а касса  – это зритель. И он нынче искушенный – фильмы у него и в «ящике», и на дисках, и даже в домашнем кинотеатре. Чтобы собрать зрителя к «большому» экрану, хорошо постараться нужно. Куда легче и проще взять да и сдать помещения кинотеатра в аренду. Чем не заработок? 

Варианты в этом деле бывают разные, а иногда и совершенно удивительные, правда, никак не совместимые со статусом учреждения культуры. Например, в Барановичах в помещении кинотеатра «Октябрь» изготавливали и реализовывали… ритуальные принадлежности. В Бресте кинотеатр «Беларусь» и киновидеоцентр «1 Мая» зарабатывали, взимая со зрителей плату за посещение туалетов. А в Пинске 1000 квадратных метров кинотеатра «Победа» сдавали частным структурам под проведение дискотек и демонстрацию кинофильмов. По сути, просто помогали, чем могли, зарабатывать… своим же конкурентам, у которых это, кстати, неплохо получалось. 

Впрочем, не только эти факты выявились в ходе прошедшей в текущем году проверки Комитетом государственного контроля Республики Беларусь деятельности киновидеопрокатных организаций Брестчины. 

Результаты отсутствия в области централизованной системы управления кинопрокатом сказываются на объемах закупаемых районами фильмов, на их окупаемости, на репертуаре, на количестве киновидеоуслуг, оказываемых населению. Например, расходы прокатчиков области на покупку фильмов практически в три раза меньше, чем на Гомельщине или Минщине, где одинаковая с Брестчиной численность населения. Да и прокатываются закупленные картины недостаточно, из-за чего расходы на их приобретение не компенсируются. Например, фильм «Турецкий гамбит» окупился лишь на 33,6 процента, его показали 179 раз. Для сравнения: в Гомельской и Минской областях эту же картину предложили зрителям 353 и 345 раз и расходы на нее окупились на 230,3 процента и 615,2 процента соответственно.  

Особенно обижен прокатчиками сельский зритель Брестчины. По  материалам проверки, за прошлый год только треть деревенских жителей области побывали в кино, а в Ивацевичском районе фильмы на селе вообще не «крутили». 

Впрочем, с тем, на чем «крутить», тоже проблема.  На начало текущего года больше половины кино- и видеопроекционного оборудования области находилось в нерабочем состоянии, а около половины действующего по разным причинам практически не использовалось. Например, в Столинском районе из 31 киноустановки работали только 7. А 24 стационарные и 7 передвижных киноустановок  Пинщины просто некому обслуживать – отсутствуют специалисты по эксплуатации. И нечем финансировать – у сельских исполкомов, на балансе которых числятся киноустановки, денег для этого нет.   

Между тем некоторые из вышеназванных проблем кинопроката характерны и для других регионов Беларуси. Об этом, как и о  результатах проверки Комитетом госконтроля, доложено Президенту страны. Внесен также ряд конкретных предложений по совершенствованию деятельности кинопрокатных организаций республики, которые поддержаны главой государства.  

В настоящее время в Брестской области ведется работа по созданию единой структуры сети и системы управления киновидеопрокатными организациями. По итогам 2006 года Министерством культуры будут проверены киновидеопрокатные организации республики, дана оценка их работы с учетом проведенной реорганизации системы управления по повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter