Армен Джигарханян в своей работе нашел точный баланс между высоким искусством и массовой культурой

Искренне — ваш…

«Когда я потерял свою дочку, тогда впервые вот этой кожей понял, что такое «Король Лир». И я сыграл этого своего короля Лира, даже если я играл Красную Шапочку», — говорил Армен Джигарханян. Уникальный актер неуемного темперамента и диапазона (сыгравший более 250 только экранных ролей, а еще были и многомерные театральные образы) умер ранним утром 14 ноября на 86-м году жизни. Его недосягаемые актерские вершины навсегда останутся с нами, как и эпиграмма Валентина Гафта: «Гораздо меньше на земле армян, чем фильмов, где сыграл Джигарханян».


Джигарханян — из породы баловней судьбы. Более десяти лет работы в Ереванском русском драматическом театре имени К. С. Станиславского, первые роли в кино, работа с Анатолием Эфросом в «Ленкоме», а затем 25 лет работы в театре имени Маяковского вместе с режиссером Андреем Гончаровым, годы упоения и счастья. Актриса и партнер Джигарханяна по сцене Светлана Немоляева вспоминала, как после премьеры «Трамвая «Желание» они пришли рано утром в кабинет Гончарова и тот сказал им: «После такого материала я уже не знаю, что вам предлагать…»

Спектакли «Разгром» режиссера Марка Захарова (спустя много лет они снова встретятся на ленкомовской сцене в постановке «Город миллионеров»), постановки Андрея Гончарова «Трамвай «Желание», «Беседы с Сократом», «Бег», «Кошка на раскаленной крыше», «Театр времен Нерона и Сенеки» и другие сделали Армена Борисовича лидером своего поколения. 

Уже первые роли в кино «Здравствуй, это я!», «Операция «Трест», «Журавушка» заставили о нем говорить. А позже были «Старые стены», «Осень», «Премия», «Когда наступает сентябрь». Подлецы и прохиндеи получались у него более колоритными, красок на них Армен Борисович не жалел: штабс-капитан Овечкин из саги о неуловимых мстителях, террорист Макс из «Тегерана-43», хозяин «малины» и главарь банды «Черная кошка» Горбатый из «Места встречи изменить нельзя», эксцентричный судья Кригс из «Здравствуйте, я ваша тетя!», хитроватый лакей Тристан из «Собаки на сене»… А еще «Трое на шоссе», «Рафферти», «Паспорт», «Две стрелы», «Жизнь Клима Самгина», «Биндюжник и король»… Всего не перечислишь. 

Свой хриплый узнаваемый голос он подарил многочисленным радиоспектаклям и мультфильмам, работал в дубляже иностранных картин. Его Волк из мультика Бориса Назарова «Жил-был пес», дядюшка Мокус из серии про поросенка Фунтика или Джон Сильвер из «Острова сокровищ» Давида Черкасского стали не менее популярными героями, чем Горбатый. 

Как и многолетний товарищ Александр Калягин, в какой-то момент Джигарханян решился на собственный театр. И в 1996 году новая театральная площадка Москвы распахнула свои двери. Конечно, не каждый любитель «Здравствуйте, я ваша тетя!» или «Короны Российской империи…» забредал на драму «Возращение домой» по пьесе Гарольда Пинтера с его участием, но для него являлось важным двигать театральный язык вперед и не идти на поводу исключительно у интересов кассы. 

Похоронят народного артиста ­СССР на Ваганьковском кладбище сегодня рядом с могилой дочери.

pepel@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter