“Искра”, ставшая маяком

В СПК “Искра-Ветка” культивируют две основные сельскохозяйственные отрасли: растениеводство и животноводство. За девять месяцев текущего года здесь произведено более 8 процентов всего объема растениеводческой продукции района, 15 процентов мяса и 14 процентов молока. “Искра” входит в 60 базовых сельскохозяйственных организаций страны, определенных с целью повышения экономической эффективности сельхозпроизводства и распространения положительного опыта. Одной из задач государственного документа, регламентирующего данное направление, является выход на показатели 1990 года — своеобразную веху в развитии сельского хозяйства советских времен. В “Искре” не только уже достигли их, но и перекрыли. Самым серьезным образом в СПК занимаются социальной сферой. Агрогородок полностью газифицирован. Есть водопровод. Функционируют средняя школа, амбулатория. Строится новая баня. Между населенными пунктами проложены хорошие дороги. Что касается жилья, то предложение здесь превышает спрос. Если кто-то пожелает приехать сюда работать, то крышу над головой, причем неплохую, можно получить сразу.
Визитная карточка

Владимир ГонЧаров руководит СПК “Искра-Ветка” на протяжении 20 лет. В деревне Присно — главной усадьбе хозяйства, а ныне центре агрогородка, родился, вырос и окончил среднюю школу. Если бы в юные годы ему сказали, что свяжет свою жизнь с родным хозяйством, более того — будет поднимать его экономику, вряд ли поверил бы. Но сложилось именно так. Стать высокопрофессиональным аграрием-организатором ему помогло и образование по профилю. Вначале закончил Краснобережский сельскохозяйственный техникум, затем без отрыва от производства — Белорусскую сельскохозяйственную академию, а впоследствии еще и курсы руководящих работников. Работал в полеводческой бригаде, в культуре на селе, был одним из специалистов колхоза, прежде чем стал руководителем. В советские времена за производительный труд награжден орденом “Знак Почета” и уже в новейшую белорусскую историю — медалью “За трудовую доблесть”.

Наш разговор с председателем Владимиром Гончаровым касался не только развития сельскохозяйственного предприятия, которым он руководит, но и других вещей, имеющих отношение к жизни на селе. И не только.
— Владимир Анатольевич, как удалось получить нынче такую высокую урожайность зерновых — 46 центнеров с гектара, которая показательна не только для района, но и для области, и даже для республики?
— Прежде всего мы неукоснительно выполняли агротехнические нормы на всех этапах возделывания зерновых культур, использовали современную технику. В прошлом году приобрели импортную сеялку и не можем нарадоваться. Всходы получаются равномерными, как будто ковер выткали. Такая же картина сейчас и на поле с озимыми. На уборке использовали два зерноуборочных комбайна производства “Гомсельмаш”. Не стану кривить душой, техника не впечатлила. А потому решили, что следующий зерноуборочный комбайн, который намерены приобрести, будет импортным, немецкого производства. Я наблюдал за его работой и за границей, и в знаменитом хозяйстве в Минской области “Снов”. И если наш комбайновый парк пополнить еще одной новой машиной, то для уборки зерновых техники будет более чем достаточно. Приятно, что нам с зерновыми в этом году повезло больше, чем хлеборобам других стран. Со стороны государства выработана хорошая стратегия по использованию зерна. Чего не скажешь о картофеле.
— А что картофель? Насколько знаю, вы не менее активно занимаетесь этой культурой, чем зерном.
— Да мы не только занимаемся картофелем, но и имеем неплохие результаты по его возделыванию. В частности, в этом сезоне уже накопали около 3500 тонн при урожайности почти 430 центнеров с гектара. Отгрузили в качестве гуманитарной помощи девять тонн центральной районной больнице, а остальное вынуждены складировать в бурты. Спроса на картофель нет. Будем использовать его на корм скоту.
— Но ведь у нас существует даже специальная ассоциация по картофелеводству, которая должна стимулировать и возделывание этой культуры, и способствовать ее реализации.
— Ассоциация-то есть. Весной этого года мне даже приходилось участвовать в разговоре в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия страны, где шла речь о том, чтобы вторым хлебом заниматься так же, как первым. И вот мы свою задачу выполнили, картофель произвели и дальше должны думать, как им распорядиться.
— В самом деле, вы ведь и сами можете заниматься его сбытом.
— На все не хватает времени. Ну а потом, зачем ассоциация? Да и обидно становится за то, что картофель, эта испокон веков белорусская культура, остается невостребованным. Словом, считаю, что в отношении “бульбы” государство должно выработать такую же тактику, как и в отношении зерновых. Кстати, картофель у нас убирается комбайном “Гомсельмаша”. Данная техника этого производителя проявляет себя наилучшим образом.
— Бурты, в которых будет храниться картофель, производят самое хорошее впечатление. Очень аккуратные, со специальными “окошечками”, чтобы клубни дышали.
— Да, все сделано по технологии для надежного хранения с учетом перепадов температур.
— Насколько осведомлена, и в животноводстве хозяйство имеет лучшие показатели в районе, а по некоторым позициям и в области.
— Не мне судить. Но все же скажу, что за прошлый год средний надой от коровы по кооперативу составил 5300 килограммов молока. Не меньше получим и по итогам нынешнего. Все молоко идет высшим сортом, за что получаем надбавки. Скот с откорма сдаем на мясокомбинат в Гомель живым весом 450—470 килограммов. За последние годы немало средств вложили в обновление ферм, создание надлежащих условий труда и быта животноводов. В более старых помещениях произвели реконструкцию, сделали механизацию. Есть и ферма на 200 голов с беспривязной технологией содержания животных, доильным залом. И работу по обновлению не прекращаем. Постоянно что-нибудь модернизируем.
— Кто у вас сегодня работает на ферме — люди в возрасте или молодежь?
— И те и другие. Соблюдается возрастной баланс. Опытные — это наша опора, а молодежь — смена, без которой нельзя.
— Вообще молодежь охотно остается в хозяйстве работать?
— Пока еще революции в улучшении привлекательности проживания в сельской местности не произошло. Но в свете того, что делается в последние годы в нашей стране, думаю, что мы на правильном пути. И наше хозяйство в этом плане также показательно. У нас неплохая средняя заработная плата — свыше 600 тысяч рублей, которую не на всяком промышленном предприятии заработаешь, и жилье, которое имеем с запасом, и целый ряд других мер и преференций. В то же время скажу, что жизнь на селе, труд не для всякого. Горожанин привык отработать восемь часов да и домой — на диван к телевизору. У селянина же рабочий день длится гораздо дольше.
— Владимир Анатольевич, вы заговорили о жилье. Обратила внимание на то, что коттеджные домики более поздней постройки отличаются от типового проекта.
— Да, мы вносили изменения в проект и шли на дополнительные расходы. Сделано это в интересах людей, которые там живут. Дома получились более просторные, адаптированные для сельской жизни.
— Что вас как руководителя сельскохозяйственного предприятия беспокоит?
— Я уже говорил о некоторых аспектах, в частности о ситуации с картофелем. Приведу еще такой пример. Вот недавно пришла бумага о том, что мы должны получить у гомельской организации за надбавки за проданную продукцию 540 тонн КАС, или, попросту говоря, жидких удобрений. Но нам не надо столько. Вот и получается, что, с одной стороны, мы в рынке и должны считать свои деньги, сорок раз взвешивая, что и почем купить, а с другой — диктат по старинке. А потому хотелось бы, чтобы и в этом плане происходили перемены.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter