Исключение из правил

Это печальная история о том, как врач высшей категории, хирург, специализирующийся на онкологических заболеваниях головы и шеи, переквалифицировался то ли в прораба, то ли в менеджера, то ли в ходатая. Притом продолжал совмещать новые обязанности с основной работой, поскольку был избран председателем жилищного кооператива...

Это печальная история о том, как врач высшей категории, хирург, специализирующийся на онкологических заболеваниях головы и шеи, переквалифицировался то ли в прораба, то ли в менеджера, то ли в ходатая. Притом продолжал совмещать новые обязанности с основной работой, поскольку был избран председателем жилищного кооператива.


Хирург Дмитрий Ена и менеджером оказался хорошим. Тем не менее никак не может порадовать 225 своих коллег, врачей и персонал РНПЦ онкологии и медицинской радиологии новостью о скором заселении. Дом в поселке Лесной строится более 3 лет, хотя нормативный срок — год. С момента создания ЖСК прошло 6. Это даже не печальная, а возмутительная, вопиющая история.


Никто не хотел воевать


Дмитрий не хотел бы акцентировать внимание на собственной персоне. Настаивает на этом! Дескать, участь всех председателей одинакова, я не хуже и не лучше. Он просит только помощи. Мне же кажется, что именно история ПЖСК «Ботаник» нагляднее прочих иллюстрирует нелепость, даже абсурдность нынешней системы паевого строительства. Которая, между прочим, в регионах преобладает.


Хирург должен оперировать, лечить! Нелепо же представить со скальпелем штукатура, сварщика или даже их бригадира. Но почему же врачи (учителя, люди в погонах, служащие...) должны вникать в проблемы землеотвода и проектирования, в строительные технологии и финансы?..


ПЖСК «Ботаник» сформировался в конце 2004 года. Уже в 2005–м председателя пришлось переизбирать. Никто желанием не горел. Все знали, что неизбежно придется нервничать и конфликтовать: с проектировщиками, строителями, чиновниками и, вероятно, даже с коллегами–пайщиками. Уговорили Дмитрия Ену. Ты, дескать, спортсмен: все выдержишь, все пробьешь.


Полгода председатель обивал пороги в поисках земли. Выделят участок — а он уже занят. В конце концов землю нашли самостоятельно и почти случайно. Участок частями принадлежал сразу трем совладельцам: областной больнице, сельсовету и... костелу. Удалось договориться со всеми.


Предстояло проектирование. Специализированный институт «Минскгражданпроект» не отказал, но надо ждать: очередь. Долго искали другого проектировщика. Еще полтора года занял процесс. Разве это нормально, когда речь шла, в сущности, о типовом доме! Надолго задержал строительство поставщик стеновых панелей, «Завод эффективных строительных конструкций». Хотя «Ботаник» фактически инвестировал немалые средства — 360 млн. рублей — в его переоснащение.


Новые панели, обещанные кооперативу, рекламировались как идеально гладкие, практически не требующие дополнительной отделки. В итоге оказались далеко не идеальными, к тому же на объект поставлялись по капле: 4 — 5 штук в день. Зато возросла стоимость квадратного метра, поэтому потребовалось переоформить 225 кредитных договоров. Готовил документы пайщиков (не ходить же им в банк поодиночке!) опять же председатель... Цена метра, к слову, уже сейчас превысила начальную на 43 процента. Давно миновал и проектный срок сдачи дома: декабрь 2007 года...


Надо ли дальше описывать бесчисленные тонкости (строительные, организационные, финансовые...), требовавшие постоянного и деятельного внимания врача и председателя Дмитрия Ены? Они понятны, как и настроение пайщиков–онкологов. Лучше отвлечемся.


Помогите, доктор!


В разговоре с хирургом я упомянул знакомого молодого человека, у которого когда–то обнаружили неполадки со слюнной железой. Облучали. Прошло немало лет. Слава Богу, с парнем все в порядке: семья, ребенок, работа. Спросил: это ваша специализация? Ена подтвердил и заверил, что результаты лечения в центре очень хорошие. Год назад в Минске провели свой симпозиум ведущие онкологи Европы, Америки, Азии. Обсуждали, в каком направлении развиваться дальше мировой онкологии и что сделать, чтобы движение было синхронным. Констатировали, что методика и тактика лечения болезней в Беларуси — на высшем уровне. Если и отстаем, то лишь в оснащении. Пока.


Одновременно в центре лечатся более 800 пациентов. Врачей и персонала — 1.700 человек, из которых около 600 — в очереди на жилье. Жилищную проблему один «Ботаник», конечно, не решит. Зато в дом, когда он будет построен, переселятся 200 человек из общежития. Их места займут те, кто сейчас вынужден снимать жилье. Как, кстати, и сам Дмитрий Ена: семья теряет на этом несколько сотен у.е.


Работа хирурга требует спокойных нервов, сосредоточенности. И не только возле операционного стола. Сейчас Дмитрий Ена «сменил» специализацию: в течение месяца ему предстоит вести прием. В клинике, оказывается, действует что–то вроде системы ротации. Сейчас, например, Ена ежедневно принимает десятки пациентов из регионов, которые приезжают, бывает, автобусами. Каждого он должен осмотреть и принять решение: готовить ли к операции, назначать ли химиотерапию или что–то иное...


Представляете ответственность врача? А можете представить, чтобы с этими людьми в онкологическом центре обошлись так же, как строители обходятся с врачами–онкологами, пайщиками «Ботаника»?..


Самое неприятное и тягостное в работе председателя — жаловаться на тех, кто делает свою работу плохо. Но приходится, чтобы оправдать надежды и доверие коллег. Среди самых высоких инстанций, в какие жаловался «Ботаник», — Министерство архитектуры и строительства, Совет Министров, Администрация Президента...


Согласитесь, не каждый ЖСК, тем более в провинции, на это осмелится. Не всякий удостоится специального совещания в облисполкоме (тем более с преамбулой «во исполнение поручения Главы Администрации Президента») и утверждения пошагового графика строительно–монтажных работ. Здесь все это было. Совещание состоялось в сентябре 2009 года и предполагало введение дома в эксплуатацию в декабре того же года. Этого не произошло.


Позже представитель Минского райисполкома обещал (и это растиражировали СМИ), что дом введут к 1 июля 2010–го. Это дата прошла. Состояние дома видно на снимке. По мнению Дмитрия Ены, даже при оптимальном, самом удачном течении дел до завершения нужны месяцы. Если будет иначе, как было до сих пор, с задержками и переносами, то хорошо бы уложиться в год.


За это время можно успеть все: сформировать кооператив, построить дом и заселиться. Даже если речь идет о 9–этажном многоподъездном доме: примеров хватает. «Ботаник» строится уже шестой год.


История не столько печальная, сколь возмутительная. Исключительная? Напротив: типичная, практически «нормальная».


Помогите доктору!


26 июня «СБ» опубликовала короткую информацию с коллегии Комитета госконтроля Минской области под заголовком «Строителям предъявили счет». Цитировалась оценка председателя областного КГК Владислава Цыдика: «Это издевательство над людьми!..»


И хотя «Ботаник» не упоминался, оценка в полной мере его касается. Как и более 80 других кооперативов (только в Минской области!), которые давно должны были начать строительство, но никак не начнут. На контроле в КГК — жалобы членов 28 ЖСК на затягивание сроков строительства и увеличение его стоимости. Мытарства застройщиков живописала приглашенная на коллегию Мария Ровкач, председатель ПЖСК «Молодые». Это повторение истории Дмитрия Ены.


Причину кооперативных страданий мне пояснила Валентина Зезюлькина, начальник управления контроля отраслей хозяйства и денежно–кредитной сферы КГК Минской области.


Хотя официальными заказчиками кооперативного жилья, как и в случае с «Ботаником», выступают УКСы (управления капитального строительства райисполкомов), их роль остается формальной, а внимание к пайщикам — не слишком участливым. Воз непосильных для себя проблем везут они, пайщики, непрофессионалы. И лишь потом, когда пайщики вдоволь намаются, приступают к делу УКСы — на финальной стадии процесса. Отныне им предстоит взять на себя все, начиная с формирования ПЖСК.


Любопытно, что именно такой подход к делу прописан, например, в Указе Президента от 16 ноября 2006 г. № 676 «О некоторых вопросах управления строительной отраслью и ее функционирования». До сих пор строителям (точнее, тем, кто организует строительство в районных администрациях) удавалось эти нормы обходить. Теперь, очевидно, не удастся. Но «Ботанику» это мало поможет.


Умышленно не привожу примеры удачного, оптимального кооперативного строительства. Они случаются, когда ЖСК формируется, например, в Минске, из работников каких–то авторитетных ведомств. Не называю их, чтобы не обидеть врачей онкологического центра. Поскольку именно его искренне считаю самой наисерьезной, наиважнейшей инстанцией. Здесь решаются вопросы Жизни. Те, кто приезжает сюда на лечение, и близкие больных готовы молиться врачам — как богам. Выше инстанции для них нет!


На какую же помощь надеются сами врачи, пайщики ПЖСК «Ботаник»? Они изначально желали построить дом без отделки квартир. Начиная с 2010 года это запрещено. Решением Правительства исключение было сделано лишь для ПЖСК «Ботаник» и еще нескольких: сдать дома без отделки. С условием, что произойдет это до 1 июля. Как видим, не произошло. Что это означает?


Предстоит переделать проектно–сметную документацию. Пройти экспертизу. Подрядчикам и заказчику нужно будет пересчитать стоимость квадратного метра. Пайщикам, естественно, переоформить 225 кредитных договоров... Много чего предстоит. Люди в отчаянии. Хотя переоформление сулит им серьезные льготы. Тут есть тонкость: если квартира строится с отделкой, банк кредитует на один метр больше. Набегают приличные суммы. Скажем, небольшая семья Дмитрия Ены может получить «лишних» миллионов семь. Многодетные семьи — гораздо больше. Но все единодушно готовы отказаться от этих льгот. Пайщики собирают подписи, чтобы им продлили срок «исключения» после 1 июля.


...Все когда–то обращаются к врачу. Каждый из нас, услышав даже заурядный, нестрашный диагноз, надеется на исключение. Что именно его болезнь будет тем случаем, который лечится легко, быстро и не оставляет последствий. Тем более это касается тех, кто вынужден проходить диагностику и лечение в онкологическом центре. Думаю, уверен, что они, спасители, тоже заслуживают исключения.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter