Исключение из правил

Ранним утром маршрутные автобусы, следующие в Минск из ближайшего пригорода, превращаются чуть ли не в школьные...

Ранним утром маршрутные автобусы, следующие в Минск из ближайшего пригорода, превращаются чуть ли не в школьные. На деревенских остановках заходят ребята и сразу начинают отсчитывать кондуктору или водителю купюры. Только этим они отличаются от своих городских одноклассников. Тем на учебу и обратно теперь можно ездить бесплатно. "А почему моим внукам нельзя? - от возмущения пенсионера Анатолия Березко, казалось, раскалится телефон. - Да, они живут в деревне, но ведь учатся в городе! Почему постановление Совета Министров на них не распространяется?" А действительно, почему? Мы решили стать пассажирами утреннего "школьного" рейса и увидеть проблему изнутри.


7.00. Поселок Городище. На остановку важно шагает восьмиклассник Иван. За ним вприпрыжку семенит его младший брат - второклассник Артем. Выезжать на учебу приходится за час. До Минска 10 километров.


К остановке подъезжает припозднившийся красный МАЗ 286-го маршрута. Водитель открывает переднюю дверь и собирает с пассажиров плату за проезд. Тысячу протягивает и Ваня.


- Как только сказали, что школьники могут ездить бесплатно, денег с нас не брали, - восьмикласснику легче заплатить, чем выслушивать упреки водителя. - А затем порой даже пускать не хотели.


Примостившись у окошка, болтают мальчишки. Их вопрос оплаты проезда не заботит совсем: "А мы в Королев Стан в школу едем, нам проездные выдают".


Очередная остановка в поселке Городище, Королев Стан... В автобус набивается все больше и больше школьников. Детвора помладше забегает бесплатно - у водителя претензий к ним нет, школьники постарше отсчитывают нужную сумму.


7.30. Остановка "9-й километр". Школьники пересаживаются в автобус 99-го маршрута. Тут уж им, как и минчанам, можно ехать бесплатно.


7.45. Ваня отправляется на урок. Мы тем временем продолжаем разбираться с другой задачкой: чем сельские школьники отличаются от городских? Почему одни платят, а другие нет? Ведь, по данным Министерства образования, в минских школах учатся около 2.500 жителей пригорода.


- Изначально рассматривался вопрос о бесплатном проезде для школьников не только на городском транспорте, но и на пригородном, - все нюансы знает главный инспектор управления общего среднего образования Министерства образования Владимир Поддубский. - Только это означало бы, что дети могут ездить бесплатно как из пригорода в город, так и по сельской местности. Но в соответствии с Законом "Об образовании", который все еще не утратил силу, деревенские школьники всегда пользовались бесплатным подвозом к месту учебы - в сельскую или поселковую школу - и обратно. Например, на школьном автобусе. Либо им предоставляли проездные документы. Да, родители, бывает, хотят, чтобы дети учились в городе. Тогда они и должны оплачивать проезд. Как решить проблему? Можно обратиться в отдел образования по месту учебы с просьбой о компенсации средств.


Получается, учеба в городе - это привилегия, вопрос престижа, родительский "каприз", за который нужно платить.


- Привилегия? - возмущен Анатолий Березко. - В Городище работает только младшая школа, в Королев Стане - девятилетка. Что, раз за разом нам школу менять? Колодищи? Но туда добраться намного сложнее, чем в город. Мои дети учились в Минске, и внуки там учатся. Разве по закону мы не вольны выбирать себе место обучения?


Навел справки. Средние минские школы № 84 и № 94, расположенные в военном городке Уручье, превратились чуть ли не в филиалы деревенских школ.


- У меня таких учеников 35, - подсчитала директор школы № 94 Татьяна Михнова. - Только никто из родителей с вопросом об оплате проезда ко мне не обращался. Как быть? Ответить не берусь. У меня сейчас другая проблема. Микрорайон активно застраивается. В школе свободных мест уже нет. Прежде всего нужно будет брать тех, кто приписан по всеобучу. Из пригорода это только Озерище.


Так где же все-таки должны учиться Ваня и Артем, чтобы не тратить на дорогу каждый день по две тысячи? В отделе образования Минского райисполкома мне уточнили: поселок Городище закреплен за Колодищанской средней школой. Только вот туда нужно добираться с пересадкой, на двух пригородных автобусах. Плюс лишь в том, что в этом случае проезд становится бесплатным.


- Тем детям, которые учатся в нашем районе, Минский райисполком оплачивает проездные билеты, - прокомментировала заместитель начальника отдела Антонина Рагило. - Но приказать городскому автохозяйству возить детей бесплатно мы не можем, хотя и прилагаем все усилия, чтобы решить вопрос.


В сельских перевозках, кстати, есть свой нюанс. Расстояние от школы до дома должно быть более двух километров - это для учеников младших классов. Для старшеклассников - и вовсе более трех. Если меньше - плати. Такой стандарт.


- В Колодищах расстояние от указателя до указателя около шести километров, - переходит от теории к практике директор Колодищанской СШ Валентина Великоселец. - В школе - более 600 учеников. Только 130 из них обеспечены бесплатными проездными за счет бюджета, а, к примеру, школьники, проживающие в военном городке Колодищи или за железной дорогой, вынуждены платить. Преодолевать расстояние от дома до школы пешком небезопасно: нет тротуара.


***


Пока школьники-минчане на сэкономленные на проезде деньги покупают булочки, Ваня и Артем Березко все так же ранним утром выходят к семичасовому автобусу, чтобы протянуть водителю тысячу рублей. Они - жители пригорода, пожелавшие получить образование в Минске. Исключение, без которых, увы, зачастую не обходится ни одно правило.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter