"Вода, я люблю тебя." Мистические секреты Гильдии колодезников

Искатель воды

Говорят, со дна правильно построенного колодца даже днем можно увидеть звезды, а вода в нем с каждым годом становится лишь вкуснее. Так ли это? Нужны ли сегодня колодцы? Во сколько их рытье обходится хозяину частного дома? Корреспондент “НГ” взял мастер-класс у члена старинной Гильдии колодезников.

Судя по объявлениям, сегодня колодцы копает и стар и млад. Никаких хитрых инструментов для этого не нужно — штыковая лопатка на коротком черенке, лом, ведро да веревка. Весь арсенал стоит копейки. Хватай лопату да рой котлован. Владислав Зайцев, за плечами которого больше сотни благоустроенных колодцев не только в нашей стране, но и в России, говорит, что из-за таких горе-мастеров почетное колодезное ремесло почти забыто. Сам Влад не боится давать пожизненную гарантию на обслуживание своих сооружений.

“Лозоходцы”. Так называют искателей воды, использующих в качестве “компаса” ивовый прутик.

— Срок службы эталонного источника ограничивается лишь прочностью вкопанных бетонных колец. Иными словами — не менее 50 лет, — голос парня звучит глухо, так как раздается в буквальном смысле слова из-под земли, с глубины в 5 колодезных колец. Парень обустраивает очередной источник в пригороде Витебска, обещает найти воду на 8-м кольце и завершить работу через 2—3 дня.

Владу нет и 30, но он уже признанный член Гильдии колодезников, которая зарегистрирована в России. Впрочем, на возраст смотреть нечего: в свое время знания ему достались от признанных мастеров своего дела, передающих опыт из поколения в поколение вот уже многие сотни лет.

Ведро за ведром песок со дна шахты поднимается наверх. Сваливается в кучу. Пока с тихим шорохом кольца не сползают вниз на десяток сантиметров. Со стороны кажется, что работа идет легко. Самой копке предшествует серьезная подготовка. И главное здесь — точно определить, где и на какой глубине появится вода.

О процессе поисков тех самых водяных жил Влад может рассказывать часами. Выбравшись на поверхность, он демонстрирует свой главный инструмент — гнутый закорючкой прутик из плакучей ивы. Веточка давно высохла (мастер говорит, что специально около 4 месяцев ее “морил” при комнатной температуре). Колодезник берет свой “компас” и неспешно идет по территории. В один момент веточка быстро прокручивается в руке. Влад пяткой выдавливает в земле метку. Идет дальше. Через несколько шагов “шайтан-прибор” вновь приходит в движение. Так появляются вторая, третья, четвертая метки. Все примерно на прямой линии. Это и есть жила, утверждает Влад. Теоретически на этой линии можно копать, и вода обязательно появится. Но чтобы дебет источника был больше, хорошо бы найти перекресток таких подземных ручейков. Для этого нужно пройти вдоль намеченной линии. Там, где прутик вновь начинает отклоняться, и есть пересечение. Люди давно заметили, что подземные жилы располагаются сеткой.

— Глубина жилы примерно равна расстоянию между двумя “перекрестками”, — Владислав идет по намеченной им линии, считает шаги между метками. — Восемь шагов. Примерно 7 метров, или около 10 колец. Я гарантировал хозяевам, что вода появится не ниже. Если ошибусь, не возьму оплату за работу.

Второй способ вообще логике не поддается. На пересечении жил Влад укладывает на землю белый листик с сантиметровыми линиями. Над ними очень медленно проводит подвешенным на ниточке золотым колечком. “Следи за кольцом, сейчас начнется самое интересное”. Блестящий кругляш внезапно начинает лихорадочно покачиваться из стороны в сторону. “Посчитай, сколько делений прошло кольцо”. Семь. Семь делений. Это значит, что вода залегает на глубине примерно семь метров. Все те же 8 шагов, или 10 колец.

В общем и целом все ясно. Заготовил пару гнутых веток, купил лопату и ведро и открывай свое дело. Нужно сказать, довольно прибыльное, ведь за каждое вкопанное кольцо берут от 80 рублей и больше в зависимости от типа грунтов.

Владислав вспоминает, сколько труда положил на то, чтобы научиться воду искать. Все началось с банальной халтуры. Приехали на участок, хозяева посматривают подозрительно, спрашивают об инструментах и оборудовании. А копатель подошел к яблоне, отломил от нее прутик и с помощью него искал жилы. И нашел. Сказать, что Влад был впечатлен, — ничего не сказать:

— Пошел к нему в подмастерья. Как-то раз встретились в центре Витебска, на площади Ленина. Он дал мне медную проволоку и сказал — иди ищи! Как эту проволоку согнуть? Как искать? “Ты сам должен для себя это решить”. Несколько часов под пристальными взглядами прохожих бродил по площади.

Владу нужно копать глубже. По его исследованиям до живой жилы еще около 2 метров. Работа движется споро, кольца то и дело с тихим шорохом садятся на дно. Ладно их здесь всего пяток, а как будут осаживаться на глубину 10—15 метров? На мой неискушенный взгляд, боковое трение будет колоссальным, грунт просто не пустит кольца вниз, они зависнут намертво. Влад признает, что с такой проблемой сталкивается едва ли не половина тех, кто оказывает услуги по копке источников. Но вот самому мастеру год назад доводилось углублять колодец из 18 колец, построенный еще в 1929 году. Как только подкопал нижнее, весь “столб” легко скользнул вниз:

— Исключительно грамотные строители над ним потрудились в свое время! Ведь отклонение от вертикали каждого кольца не должно превышать 0,5—2 сантиметров. В противном случае они заклинят в толще земли и никакая сила не заставит их сползти вниз. Именно поэтому я постоянно выпрыгиваю из шахты и бегаю вокруг с отвесом, орудую фомкой, корректирую направление. Ошибка здесь может быть роковой.

Кольца уходят все ниже. Наверное, хорошо копать в песке, легко и быстро. Но можно легко потерять кольцо, когда оно сдвигается на несколько сантиметров в сторону или перекашивается:

    — Накопитель больше 2 колец в песчаном колодце сделать практически невозможно. Этот грунт легко вымывается, в итоге на дне может стихийно образоваться уширение, впоследствии кольца начнут садиться, источник запесочится.

Впрочем, основа колодезного ремесла в нашей стране — глина. Более 70 процентов всех источников у нас стоит именно на этих грунтах. В глиняный источник вода прибывает медленно, в основном капиллярным способом, однако поднимается высоко, заполняя несколько колец. Некоторые люди считают, что в глине вода лучше фильтруется, а потому чище. Влад к такому мнению относится скептически.

— Водяная жила — своеобразный ручеек, текущий под землей. За километры пути он проходит по песочному, торфяному, глиняному “руслу”, меняя характеристики, но неизменно все больше фильтруясь. Допустим, колодец попал на торфяное пятно. Но это вовсе не означает, что прибывающая вода постоянно там киснет. Главное, правильно раскачать жилу! Ведь чем она шире, тем быстрее сменяется вода. Заказчик выкопанного зимой колодца поднял переполох — воды мало! — вспоминает Владислав. — Дескать, вы давали пожизненную гарантию на свое творение, вот приезжайте и разбирайтесь с проблемой. Оказалось, что по весне, когда вода стала активно приходить, хозяин не озаботился раскачкой источника. Что ж, пришлось огорчить человека: нужно ждать год, до следующей весны, и производить откачку. До тех пор воды будет действительно мало.

— Раз уж заговорили о качестве, замолви слово о колодцах! Сейчас большинство людей предпочитает пить из глубокой скважины, чем пользоваться грязной верховодкой из мелкого источника.

— Мнение о сомнительной чистоте воды из первого горизонта распространенное, но в корне ошибочное. В колодце всегда чистая вода (разумеется, если завистливые соседи не набросали туда карбида или рядом не построили какой-нибудь коровник). Жильная вода постоянно течет. Иными словами, она проточная и бесконечно фильтруется на своем пути разными грунтами. Считается, что в колодце даже без постоянной откачки вода полностью меняется за 3 месяца. Прошел сильный дождь, растаял весной снег. Именно три месяца этой воде требуется, чтобы впитаться глубоко в землю и в конечном итоге попасть в жилу.

Наш колодец все глубже. Еще пара ведер грунта извлекаются из шахты, удар лопаты — и на дне лунки влажно блеснула жидкость. Мастер совершает ритуал: набирает несколько капель воды в пригоршню, что-то говорит и шумно делает глоток. Первый глоток воды из нового источника.

— Что ты там шепчешь? Наговор читаешь? — после манипуляций с прутиками уже ничему не удивлюсь.

— Вода, я люблю тебя. И всего-то. Не подумай, это не шаманство. Просто вода — источник всей жизни на земле, и с ней нужно обращаться с должным почтением и уважением.

Вспоминаю про звезды. Есть ли здесь толика правды? Влад шутит, что на дне шахты здорово меняется давление, ощущается нехватка кислорода, иногда выделяется и сероводород. В таких условиях не только звезды увидишь. А потом становится более серьезным:

— Колодец всегда отражение души заказчика. Всегда. В ста процентах случаев. Это не с копкой нового источника случаются сложности. Это у самого хозяина какие-то передряги в жизни. Хотите примеры? Когда-то строил колодец, помогал сам заказчик. Работа шла очень легко, быстро, четко. А затем помощник дважды плюнул в недокопанную шахту. И что? Мы на пустом месте сломали следующие два кольца, и работа застопорилась больше чем на сутки. А один раз попался объект крайне сложный — и грунты плохие, глина с большими камнями, и после травмы я еще не совсем оправился, и кольца достались кривые до ужаса. Думал, зависнем здесь надолго. Но пенсионерка-хозяйка оказалась настолько легкой, веселой, оптимистичной, обед готовила, за стол приглашала, крынку с холодным молоком в колодец спускала. В итоге работу выполнили раньше срока и на перекресток жил попали идеально. Все сошлось!

Может быть, не в заказчиках дело, а в настроении копателя? Если кто-то над душой стоит и ворчит, не переставая, любая работа не заладится. Владислав с этим не согласен. Объясняет, что настоящий колодезник не работу приходит делать, не лопатой махать и глину таскать. Он ищет воду, работает с двумя стихиями. На дне колодца особые ощущения. Там прохладно летом и тепло зимой. Звенящая тишина. Покой. А еще — ожидание настоящего чуда, когда из сухой земли вдруг появляется влага.

— Что касается звезд... Колодцы у наших предков ассоциировались с порталами в иные миры. Вспомните сказки! Там чудеса случались на дне колодца, персонажи попадали в другие королевства. Может быть, звезды — это тоже другой мир?

Работают ли природные компасы?

Василий Жогло, заведующий лабораторией гидрогеологии и гидроэкологии ГНУ “Институт природопользования НАН Беларуси”, доктор геолого-минералогических наук, профессор:


— Однозначно говорить, что с помощью ивового прутика или проволоки можно искать воду, нельзя. Например, уважаемый советский ученый, гидрогеолог академик Герасим Богомолов в свое время с помощью ивового прута пытался искать воду даже в пустыне Сахара. И вроде как метод работал. Я, конечно, не академик, но в свою очередь скептически отношусь к попыткам отыскать воду с помощью таких приспособлений. Как объяснить факт, что вода в установленном в определенной точке колодце все же появляется? Подземные воды распространены повсеместно. Вопрос лишь в том, на какой глубине и какого качества она будет. То, что рядом могут стоять колодцы разной глубины, вполне предсказуемо. Ведь переслаивание пород очень неравномерное. Где-то жила — например, пласт песка в глине — ближе к поверхности, где-то глубже. Я допускаю, что ивовый прут каким-то образом мог бы работать возле реки с быстрым течением, как-никак любое движение не происходит без последствий. Но под землей это течение крайне медленное.

СОВЕТЫ МАСТЕРА

• Лучше всего копать колодец летом и зимой, когда уровень грунтовых вод наиболее низкий. Зимней работы бояться не стоит. Грунт промерзает лишь на 30—40 сантиметров. Кроме того, на дне шахты всегда плюсовая температура.

• После того как новый колодец наполнится водой до максимальной отметки, нужно разработать жилу. Для этого проводится откачка воды не реже 1 раза в неделю на протяжении 2—3 месяцев. При этом песчаный колодец до самого дна вычерпывать нельзя, оставляя примерно полметра воды, чтобы песок не вымывался из-за нижних колец и не произошло обрушение.

• Не спешите замазывать стыки колец раствором. Сперва они должны полностью сесть. На это уходит примерно год.

• Не спешите ругать строителей за то, что вода приходит в колодец медленно. На полную мощность при правильном обслуживании сооружение выходит лишь на третий год эксплуатации. За это время вода пробьет канальцы вдоль колец, восстановит перерубленное русло, возьмет свое направление.

• Дно колодца против запесочивания можно выложить камнем. Для этого подходит кремень, который обладает обеззараживающим эффектом. А вот полевые камни и тем более щебень бросать в колодец не стоит. Гранит активно накапливает радиацию.

• Глиняный “замок” вокруг шахты колодца — обязательное условие чистой воды. Для “замка” глина берется из самого глубокого кольца.

muravsky@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter