Кто в Беларуси обращается к профайлерам - экспертам по лжи?

Искатель правды

«Обмани меня, если сможешь...» С этими словами Кэл Лайтман, эксперт по лжи из популярного сериала Lie to Me, разоблачает крупных мошенников, помогает разобраться в офисных интригах, спасает невиновных от тюремного срока... Интересно, что консультировал этот фильм и стал прототипом главного героя американский ученый Пол Экман, который около 40 лет посвятил изучению теории лжи. Как обнаружить обман по словам и тембру голоса? Какие жесты и мимика выдают лжеца? Этим занимается одно из направлений психологической науки — профайлинг. Настоящие эксперты по лжи, другими словами, специалисты–профайлеры есть и в нашей стране.





— Профайлинг (от английского profile — «профиль») — молодая наука, — рассказывает представитель этой профессии Антон Приходько. — В 1970–х ее начали использовать для выявления потенциально опасных личностей в гражданской авиации. Всех на детекторы лжи перед посадкой на самолет не отправишь. Поэтому появилась необходимость визуальной диагностики. Задача, которая стояла перед специалистами, — не допустить на борт террориста. Авиационный профайлинг оказался эффективным. И эту модель диагностики начали использовать в других областях. Профайлеры–верификаторы работают в правоохранительных органах, банковской и страховой сферах, инвестиционных компаниях, участвуют в бизнес–переговорах, помогают вывести на чистую воду неверных супругов — они могут быть полезны везде, где необходимо выяснить, лжет человек или говорит правду.

Я одно время работал в кадровом агентстве, где люди лгут постоянно. Поэтому подбор персонала, особенно на топ–должности, требует детального анализа. Некоторые ключевые моменты бросаются в глаза прямо в анкетах. Возьмем пункт «расскажите о себе». Если в своем рассказе человек употребляет «в общем», «в принципе», «можно сказать», «в целом принято» и другие так называемые кванторы всеобщности — это говорит о его неуверенности в собственных словах. Вот и первые звоночки, что информацию необходимо проверять. Остальное становится понятным во время собеседования...

— Так как же распознать, лжет ли человек?

— Во время разговора мы слышим слова, но часто за гранью внимания остаются жесты, голос, мимика и т.д. В итоге мы теряем или не учитываем около 80 — 90% информации, исходящей от человека! Именно поэтому возможна ложь. Но стоит научиться расшифровывать невербальное поведение собеседника, и мы увидим совсем другую картину. На лице человека 43 мышцы, различные комбинации которых могут означать до 10.000 всевозможных эмоций. Среди них 7 основных — гнев, удивление, страх, отвращение, презрение, печаль и радость, которые одинаково выглядят на лицах людей во всем мире. Но очень важны микровыражения, непроизвольно появляющиеся, когда вы пытаетесь скрыть или подавить эмоцию. Они мимолетны, возникают буквально на четверть секунды. Но, как считает Пол Экман, микровыражения невозможно подделать и контролировать, а значит, именно по ним можно понять, какую эмоцию в действительности испытывает человек. Взять, к примеру, вот эту фотографию, — Антон показывает на фото незнакомца на стене. — На лице эмоция отвращения: приподнятый носогубный треугольник, нижние веки собраны к переносице и напряжены, брови немного сдвинуты к центру, верхние веки чуть–чуть наползли на глаза... Процентов 70, что в следующую минуту он отвернется и уйдет.

— И все это вы поняли по одному снимку? Впечатляет. Представляю, какой детальный анализ личности можно сделать по короткой видеозаписи.

— Однажды с таким заказом ко мне обратился владелец казино. Попросил проанализировать поведение своего оппонента по игре в покер: как он ведет игру, как делает ставки, когда блефует, какие при этом использует жесты... Когда ставка равна стоимости автомобиля, такая информация может быть очень ценной...

— В Минске есть организации, которые занимаются полиграфными исследованиями и даже продают подарочные сертификаты на проверку на детекторе лжи. Какой из методов, на ваш взгляд, более точный?

— Это то же самое, что спросить: чье кунг–фу лучше... Оба способа детекции лжи — инструментальный (с применением полиграфа) и безынструментальный — имеют свои плюсы. Если вы думаете, что полиграф можно обмануть — это миф. Машина лишь регистрирует данные, которые потом нужно понять и проанализировать полиграфологу. Поэтому советы типа положить кнопку в ботинок, напиться кофе или принять средство от гипертонии, чтобы все реакции были однотипными, ни к чему не приведут. Полиграфолог заметит, что детектор не регистрирует изменений, и просто перенесет проверку на другой день. И все же полиграфолога обмануть можно, но как — это закрытая информация, которая доступна единицам. Имея определенные навыки, можно обмануть и профайлера. Поэтому ответ на ваш вопрос зависит только от профессионализма специалистов. А точнее всего результат будет, если воспользоваться двумя методами.

Тут мой собеседник сделал характерный жест. «У вас нос чешется или вы лжете?» — не могла не заметить я.

— Хорошо, тогда вопрос: есть ли стопроцентный признак лжи говорящего?.. — парировал Антон. — Нет. Иначе было бы проще жить. Соврал, «нос Пиноккио» вырос, и всем все сразу понятно. Но жесты, мимика, тон голоса — за всеми этими проявлениями нужно следить в динамике. Если один и тот же признак лжи мы видим несколько раз за время беседы на одну тему, — это повод задуматься. А делать выводы, основываясь на каком–то одном жесте или выражении лица, очень опрометчиво. Иначе можно все неверно интерпретировать. Хороший пример — так называемая «ошибка Отелло»: термин, обозначающий неверную идентификацию страха или эмоционального напряжения невиновного человека как признака лжи.

— Какими профессиональными качествами должен обладать профайлер?

— Первое — умение расположить человека к себе. Второе — наблюдательность. Третье — умение анализировать. Также профайлер должен обладать определенной гибкостью и быть своего рода актером, чтобы в случае чего расширять репертуар поведения. Не подойдет для этой профессии легковнушаемый человек: на его мнение просто повлиять.

Антон окончил психологический факультет БГПУ им. М.Танка. Затем продолжил обучение в Международной академии исследования лжи в Москве по специальности «Профайлинг». Сейчас он не только консультирует, но и проводит тренинги в Минске. Среди желающих освоить азы профайлинга — руководители бизнес–компаний, инженеры, врачи, рекрутеры и даже актеры... Спрашиваю: а в личной жизни такие знания не мешают?

— Напротив. В транспорте, кафе, в общественном месте эти знания не дают скучать. Особенности любых взаимоотношений начинают по–другому раскрываться. В этом, конечно, есть определенный драйв, адреналин. Еще я всегда могу проверить, правду ли говорят 1 апреля (смеется). Что касается близких людей, то с ними я придерживаюсь четкой позиции: лучше принять все на веру и быть обманутым, но не вычленять ложь. Помните, у Пушкина: «Ах, обмануть меня не трудно!.. Я сам обманываться рад».

Антон Приходько: 

—Как считает Пол Экман, микровыражения невозможно подделать и контролировать, а значит, именно по ним можно понять, какую эмоцию в действительности испытывает человек. Взять, к примеру, вот эту фотографию, — Антон показывает на фото незнакомца на стене. — На лице эмоция отвращения: приподнятый носогубный треугольник, нижние веки собраны к переносице и напряжены, брови немного сдвинуты к центру, верхние веки чуть–чуть наползли на глаза... Процентов 70, что в следующую минуту он отвернется и уйдет.

dekola@mail.ru

Советская Белоруссия № 84 (24714). Четверг, 7 мая 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter