Иск — благородное дело?

Как заставить должника заплатить по счетам
Как заставить должника заплатить по счетам

Нет такого закона, который удобен всем. Истцу кажется, что суд слишком мягок к ответчику. А тот, наоборот, обижается, что наказание суровое: «Я попался впервые. Дети, маленькая зарплата...» Каждая из сторон может обжаловать вердикт суда. Часто сложности начинаются именно тогда, когда решение уже принято. Итогом уголовного дела стал срок заключения, гражданского — удовлетворение иска. В первом случае результат достигнут. А вот во втором истцы могут только мечтать о таком ответчике, который легко бы расстался с суммой, определенной судом...

За Шарика ответишь!

В тот злополучный день Александр Пархоменко из деревни Острово Кобринского района обнаружил жестоко растерзанный домашний скот — пять коз и девять овец. Поодаль гуляла собачья стая. Вокруг сучки с его двора крутились собаки соседей — Василия Куля и Елизаветы Лавренюк. Сомнений у Пархоменко не было: вот они, виновники!

Миром скандальную ситуацию не утрясли. Сначала в Кобринском суде засомневались, что именно эта стая загрызла животных. Но Пархоменко настаивал на своем и пожаловался в областной суд. Иск удовлетворили. Ущерб в 2 миллиона 206 тысяч рублей (сумму выставили исходя из цен на мясо плюс стоимость неродившегося приплода, а также судебные издержки) должны были возместить в равных долях Куль и Лавренюк.

Через несколько дней после вынесения судебного решения 80–летняя Елизавета Лавренюк умерла. Единственным ответчиком остался Куль. Сумма его штрафа автоматически удвоилась. Однако он не соглашался платить за соседку. Тогда судебный исполнитель описал и конфисковал старенький автомобиль пенсионера, являвшийся чуть ли не единственным ценным имуществом, нажитым им за 36 лет работы трактористом. И тут возмутилась вся деревня. Люди стали проситься в свидетели. Они настаивали, что погибшая живность часто гуляла без присмотра, что виной всему сучка, принадлежавшая Пархоменко. Это она, мол, устроила «собачью свадьбу», на которую сбежались кобели со всей деревни. Что случилось потом — никто не видел. Доказательств истец не собрал.

Эта необычная история близка к завершению. Председатель суда Кобринского района Софья Дегель рассказала мне, что недавно Василию Кулю вернули его старенькие «Жигули». Дело приостановили, ждут решения Верховного Суда...

Крутой поворот

Эта история, в отличие от предыдущей, банальная и, уверена, типичная. Главный герой — Олег Лошко, житель Березовского района. В один из августовских вечеров он хорошо выпил с друзьями, посадил их в машину и отправился колесить по сельским дорогам района. На крутом повороте в деревне Борки «Вольво» под управлением Лошко выскочила на встречную и врезалась в «Пежо», в которой ехал Дмитрий Гук с женой. Гук оказался в больнице. После лечения и долгих мытарств с получением страховки (у Лошко не было «автогражданки») Гук обратились в суд Березовского района с иском о возмещении морального вреда. На суде Олег Лошко вину признал и согласился заплатить 1.100.000 рублей. Но потом передумал. Через месяц после суда в доме незадачливого автолюбителя судебный исполнитель уже ничего ценного не нашла: дом, телевизор, кровати, столы и даже вилки–ложки принадлежали его матери... Так появился акт о невозможности взыскания.

— Реально ли пострадавшим получить деньги? — интересуюсь у председателя суда Березовского района Леонида Трухановича.

— Конечно. Документы направлены по месту работы должника в СПК «Винец», и с него должны удерживать деньги по иску. Судебный исполнитель будет контролировать, не появилось ли у ответчика имущество, которое подлежит описи. А пострадавший в любое время может обращаться к нам, чтобы проиндексировать сумму иска, — объяснил председатель суда.

Таких «историй» в любом суде страны припомнят немало. Заплатить или нет — почти всегда исход дела зависит от порядочности ответчика. Отчасти — от непредвзятости судебных исполнителей, которые должны держать руку «на пульсе». Многие люди, по вине которых пострадали другие, идут на любые ухищрения, только чтобы не платить по счетам, представленным судом: переписывают имущество, продают, прячут его...

Кредит недоверия

Еще одна категория граждан, за которыми «охотятся» суды, — это недобросовестные кредитополучатели. Старший судебный исполнитель Брестского областного суда Наталья Жигар вздыхает: «В минувшем году возбудили 58 производств по невозвращенным валютным кредитам. Приходится звонить, ходить по квартирам, уговаривать...»

А ведь могут и не впустить, оскорбить и даже ударить! Если есть такая угроза, исполнитель берет с собой участкового милиционера. Нередко должники игнорируют повестки в суд.

«Между службами безопасности банков почему–то нет контактов, вот и случаются казусы. У меня было производство по одному кредитному долгу. Стали выяснять, а у должника еще три кредита. Спрашивается, куда смотрели банкиры?» — задается вопросом Наталья Николаевна.

В лучшем случае после возбуждения производства рассчитаться с банком помогают родственники и друзья. В худшем — приходится описывать имущество и искать поручителей, взыскивать долги с них. И таких примеров в практике судов немало.

По поводу

Виталий Аксенов, начальник управления по гражданству и миграции УВД Брестского облисполкома:

— Человек, которому предъявлен гражданский иск в суде, может оказаться в списке невыездных, пока не погасит долг. Но должно быть конкретное решение суда об ограничении выезда за пределы Беларуси.

Фото Виталия ГИЛЯ, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter