Служба розыска Белорусского Красного Креста помогает воссоединять семьи во время войн, вооруженных конфликтов и пандемий

Ищу тебя

Свою летопись служба розыска Белорусского Красного Креста ведет с 1993 года.  Изначально организация работала исключительно по тематике Второй мировой войны. Своей главной задачей сотрудники и волонтеры видели восстановление семейных связей (если в начале 1940-х родственники белорусов были угнаны на работу в Германию и после этого не смогли вернуться на родину), а также поиск захоронений без вести пропавших солдат. Однако уже в 1996-м появился еще один, принципиально новый поворот в деятельности этой организации.


— Мы начали работать с мигрантами, которые приехали в Беларусь, с беженцами из разных стран, — рассказывает первый заместитель Генерального секретаря Красного Креста Инна Лемешевская. — В первую очередь отвечали за содействие интеграции тех иностранцев, которые решили остаться жить в Беларуси. Здесь тоже не обходилось и не обходится без помощи в восстановлении семейных связей: зачастую люди вынуждены бежать из страны, где происходит вооруженный конфликт или стихийное бедствие, на нашу территорию. И по пути, к сожалению, происходят настоящие драмы, когда по каким-то причинам родители, дети, сестры и братья расстаются с родными и близкими.

Помню историю одной супружеской пары из Афганистана, которая во время пересечения границ потеряла взрослую дочь. Другая их дочь, приехав в Беларусь, спустя какое-то время устроилась к нам на работу и, узнав о том, что существует такая служба розыска, решила обратиться за помощью. Это не быстрый процесс, порой поиск человека занимает несколько лет, но положительный результат компенсирует долгое ожидание. Через сеть Национальных Обществ мы в итоге нашли сестру нашей коллеги — молодая женщина проживала в Великобритании и тоже, как выяснилось, предпринимала попытки узнать что-то о судьбе своих родственников.

— Одно дело — 90-е годы прошлого столетия, совсем другое — наши дни. В век высоких технологий трудно представить, что люди обращаются за помощью в поиске родных и близких в общественные организации.

— Тем не менее это не редкость. Сравнительно свежий пример — вооруженный конфликт в Сирии. В нашей стране на тот момент училось много сирийских студентов, они сразу же стали звонить своим родственникам, писать в соцсетях. Но мобильная связь не работала, молчал интернет. Там уже все разбомбили… Ребята обратились за помощью к нам, потому что у организации есть возможность написать послание Красного Креста о здравии. В документе указывается полный адрес отправителя и получателя и не более 25 слов. Текст сообщения должен касаться исключительно частных или семейных дел, без какой-либо политической, экономической, военной или дискриминационной окраски. Это сообщение не является конфиденциальным, гражданские или военные власти страны отправления или страны получения могут подвергать его цензуре. Из нашего офиса послание попадает в офис Международного Комитета Красного Креста, ну а он, в свою очередь, имеет право доступа на территорию любой страны даже в период вооруженного конфликта. Таким образом эти послания, где были указаны фамилии и адреса, попали к родственникам наших студентов.

Сотрудники и волонтеры Красного Креста за работой.
Фото предоставлено Белорусским Обществом Красного Креста

— Есть еще один компонент вашей работы — помощь задержанным мигрантам.

— Мы помогаем только тем лицам, которые задержаны по административным делам, например, из-за просроченной визы, незаконного пересечения границы, мелкого правонарушения. Если задуматься, оказаться на месте этих людей может едва ли не каждый из нас, находясь за границей. Во время чемпионата мира по футболу были задержаны фанаты из дальнего зарубежья, которые понятия не имели о том, что Беларусь и Россия — разные страны. У них была открыта виза в Российскую Федерацию, они имели право находиться там в течение, условно говоря, месяца, поэтому приняли решение провести свободное от посещения стадионов время в путешествиях. И так оказались на нашей территории (границ-то нет, что их окончательно и запутало!), где попались на глаза миграционной службе. Чужая страна, незнакомый язык, непонятные обычаи. Человека задерживают, определяют в изолятор временного содержания, изымают мобильный телефон. Он не может сообщить родным и близким, что с ними произошло. А ведь если нет никаких подтверждающих личность документов, правонарушитель может быть оставлен в ИВС на длительный срок. Для большинства это — серьезный стресс.

Наша задача — обеспечить таких задержанных минимальным гигиеническим набором (зубная щетка, паста, шампунь), а также одеждой и обувью. Были случаи, когда гражданам Индии, не сумевшим привыкнуть к нашей пище, пришлось предоставлять продуктовые контейнеры с привычной для них едой. Но самое главное — мы предоставляем человеку возможность позвонить близкому родственнику, сообщить, что он жив, здоров, объяснить, где и почему находится. Это очень важно для психологического состояния задержанного, его веры в завтрашний день: родители, супруг или дети теперь знают о его ситуации, и он сможет скоро выйти на свободу.

Вспоминаю один случай: брутального вида молодой мужчина из мусульманской страны, менталитет которой не позволяет обращаться за помощью к женщине. Он разговаривал только с переводчиком, мужчиной (наши волонтеры неплохо знают английский, однако из-за того, что многие подопечные мигранты родом из стран, где этот язык не изучают, мы часто привлекаем переводчиков благодаря сотрудничеству с общественной организацией «Служба консультирования беженцев»). Держался очень мужественно. Но когда мы набрали номер его матери и дали ему возможность поговорить с ней целых пять минут, он не выдержал и расплакался, услышав в трубке ее голос.

— Истории с хеппи-эндом для службы розыска — обычное явление?

— К сожалению, они случаются не так часто, как хотелось бы, — рассказывает главный специалист отдела по чрезвычайным ситуациям и розыску Белорусского Общества Красного Креста Идаэль Герреро. — Хорошо помню одну из них, давнюю, я тогда только пришел сюда на работу. Гражданину Беларуси нужна была подтверждающая информация о том, что его мама находилась на принудительных работах в Германии. С нами связались немецкие коллеги из архива Международной службы розыска в Бад-Арользене. Сказали, что подобный запрос на того же человека поступал из Великобритании. Оказалось, что там жил двоюродный брат нашего заявителя с отцом. Мы передали контакты белорусу — и родственники смогли установить связь.

Пару лет назад в нашу службу розыска обратились коллеги из Украинского Общества Красного Креста. Им поступил запрос от мужчины, который потерял связь с родной сестрой, проживающей в Беларуси. До 2013 года они общались, приезжали друг к другу в гости, но затем контакт прервался. Мы связались с УВД облисполкома и получили данные, что разыскиваемая проживает в доме-интернате, узнали адрес. Передали контакты брата ей, а ее контакты — украинским коллегам.

Сейчас наиболее частые запросы по поводу Украины касаются Донецкой и Луганской областей. У многих белорусов там проживают родственники, которые либо не хотят оттуда уезжать, либо не имеют такой возможности. При этом выходить с ними на связь по стационарному или мобильному телефону проблематично, она не налажена, та же проблема, по понятным причинам, с интернетом.

У одной из наших заявительниц ситуация усугубилась тем, что начали возвращаться письма с пометкой «адресат не найден». Она беспокоилась, что произошло самое плохое и ее сестры уже нет в живых. Мы сумели выяснить причину молчания родственницы: оказалось, что ей пришлось переехать в другой район, а возможности сообщить об этом не было. Благодаря посланию Красного Креста сестры сумели наладить общение.

Одна из последних историй со счастливым концом произошла совсем недавно и связана с актуальной нынче темой — распространением коронавирусной инфекции. Разыскиваемая нами молодая женщина, назовем ее Ольгой, работала на территории Западной Европы, где как раз началась вспышка заболевания. Как следствие, закрывались производства, увольнялись сотрудники. Тем, у кого в паспорте стояла рабочая виза, компания оплачивала только билет домой. Перелет был с пересадками, а страны уже начали закрывать границы. Сначала Ольга регулярно общалась с родителями и друзьями по телефону, но внезапно звонки и смс оборвались. Родственники обратились за помощью к нам, мы действовали через службу розыска Международного Комитета Красного Креста. Удалось обнаружить местонахождение Ольги: она оставалась на территории страны-транзита. К сожалению, там не обошлось без неприятностей: у нее украли деньги, документы, телефон. Но теперь связь с родными восстановлена.


В ТЕМУ

Службы розыска Красного Креста по всему миру разыскивают и помогают выяснить судьбы людей, которые были разлучены вследствие войн, катастроф, бегства и изгнания, миграции, в том числе разыскивают близких родственников, связь с которыми была потеряна как в прошлых, так и в нынешних чрезвычайных ситуациях.

Служба розыска Белорусского Красного Креста взаимодействует с Международным Комитетом Красного Креста — Центральным агентством по розыску (Женева), Международной Службой розыска в городе Бад-Арользен (Германия) и Службами розыска Национальных Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца.

Сотрудники и волонтеры работают с архивами Республики Беларусь, управлениями МВД, отделом по увековечению памяти защитников Отечества Министерства обороны и военными комиссариатами.

Благодаря инициативе Международного Комитета Красного Креста создана интернет-платформа familylinks.icrc.org, дающая возможность членам семьи, разыскивающим своих близких после катастроф или во время войны, вновь наладить связь друг с другом.

КСТАТИ

На сегодня существует сеть из 190 Национальных Обществ Красного Креста, где есть специалисты, занимающиеся рассмотрением дел о восстановлении семейных связей, которые оборвались в результате вооруженных конфликтов, стихийных бедствий, эпидемий (любых ситуаций, требующих гуманитарного вмешательства). При запросе на территории Беларуси розыск ведется в иных странах, где может находиться пропавший, и наоборот. Причем помощь оказывается только родственникам первой линии родства — родителям, детям, супругам, внукам.

konopelko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter