Ищу маму и папу…

Мамы есть у всех. Каждому знакомо тепло маминых рук, взгляда, голоса. Все мы в трудную минуту первым делом бежим к маме, искренне делимся с ней и своими радостями, и бедами...

Мамы есть у всех. Каждому знакомо тепло маминых рук, взгляда, голоса. Все мы в трудную минуту первым делом бежим к маме, искренне делимся с ней и своими радостями, и бедами. И тот, кто скажет: «Моя мама – самая лучшая», никогда не ошибется, не слукавит, а будет прав. Но бывает и такое: божественная, вечная, казалось бы, самая прочная в природе связь  матери с ребенком разрывается… Таких примеров немало. Согласно статистике сегодня в Беларуси почти 35 000 детей-сирот, еще около 37 000 детей воспитываются в неблагополучных семьях. Это огорчает директора детского дома № 7 города Минска Жанну Романович. Она сталкивается с этой проблемой ежедневно…

В  детском  доме,  как  дома

Кто пойдет в магазин и на что потратит деньги, выданные на карманные расходы, решают здесь на «семейном» совете. Таких «ячеек общества» здесь десять, и в каждой из них по десять детей. В отдельной семье свой воспитатель-мама. Родных братьев и сестер не разлучают, а предоставляют возможность жить вместе, в одной «квартире». «Квартира» – это пять жилых комнат, прихожая, гостиная, столовая, санузел. Имеется необходимая бытовая техника. С младых ногтей дети осваивают навыки ведения домашнего хозяйства, самостоятельно убирают за собой, дежурят по квартире, по выходным – готовят обед. 

За шесть лет существования детского дома педагогическому коллективу, работающему здесь, есть чем гордиться. Первое и главное в их деятельности – создать ребенку такие условия проживания, которые были бы максимально приближены к домашним. Второе, не менее важное направление – подготовить ребенка к жизни вне дома, помочь социально адаптироваться. С этой целью здесь действует программа «Школа жизни». Каждый ее раздел  посвящен определенной области знаний, которые будут необходимы в будущем. К примеру, раздел «Я и мои права» пред­ставит правовую информацию в доступной детям форме – беседы, встречи со специалистами, практические мероприятия. 

Помогают здесь и с выбором будущей профессии, ведется такая работа уже с пятого класса. Всех выпускников средней школы ориентируют на получение высшего образования. Тем более что опыт прошлых лет подтверждает: детям это по силам. Единственное, что может помешать сбыться мечте – состояние здоровья. Сегодня только один ребенок из 96 воспитанников практически здоров, остальные имеют и по восемь (!) хронических заболеваний. 

Но, считает Жанна Александровна, говорить сегодня нужно не о том, как хорошо ребенку в детском доме. Как добиться того, чтобы нерадивые родители осознали наконец-то свой самый страшный грех на земле – отказ от собственного ребенка? Ведь многие из них, когда слышат о благополучной жизни чада в интернате, нисколько не мучаются угрызениями совести. 

«Мать-героиня»

Циничность и бездушность некоторых матерей-кукушек просто поражает, делится Жанна Романович. К примеру, недавно одна мамаша пришла к ней с требованием выдать справку о том, что трое ее детей  находятся в детском доме. Бумага понадобилась, чтобы не переплачивать за коммунальные услуги. При этом греха за собой горе-мать и по сей день не видит, заявляя: «Я – мать-героиня, троих родила. Я, между прочим, закрываю демографическую «яму». Что тут еще добавить?.. Или вот пример с бабушкой, которая регулярно посещает внука в детском доме. А когда он начинает проситься домой, отказывает, аргументируя: «Если мы тебя заберем, ты, не имея льгот, не поступишь в суворовское училище, да и маме нужно институт закончить…» Только представьте себе, что творится в детской душе после таких слов, какая обида может там поселиться! 

Вообще, проблема социального сиротства для Жанны Александровны – болевая точка. Сегодня вплотную семьей, говорит она, несмотря на немалое количество ответственных за это организаций и объединений (женские комитеты, женсоветы, родительские комитеты), никто не занимается. Слишком велика в обществе социальная апатия, мол, хорошо у меня в семье, ну и слава богу, а как у соседа – не мое дело. А ведь неблагополучные семьи живут не на острове, они рядом с нами, на виду. Так почему мы закрываем на это глаза? Непонятно и то, почему нередко патронатная сестра, посещая неблагополучную семью на протяжении нескольких лет, пишет в медицинской карточке: «ребенок не накормлен, без присмотра», вместо того, чтобы принять какие-то меры. Дает шанс? Или это просто безразличие… 

В таких случаях, считает Жанна Александровна (и она, как одна из участниц обсуждения проекта декрета Президента о работе с неблагополучными семьями, вносила такое предложение), следует ввести какую-либо меру ответственности, как это делается во всем мире, для тех, кто видит, но скрывает детское неблагополучие. Предложение не приняли, посчитав его слишком антигуманным. Но в целом этот документ, считает Ж. Романович, как нельзя кстати. Пожалуй, он станет для тех семей, которые находятся на грани краха, своеобразным холодным душем, заставит родителей задуматься над своим образом жизни, измениться. А в случаях, когда пагубная привычка все же сильнее их самих, следует немедля лишать их родительских прав, не ожидая, когда ребенок приобретет хроническое заболевание и незаживающие душевные раны. Сейчас же важно пропагандировать благополучную семью, работать с молодежью, вступающей в брак. 

Лучше,  чем  храм  построить,  сироту  пристроить…

И все-таки, несмотря на незначительное улучшение ситуации с неблагополучными семьями, проблема эта еще остается для нашего общества актуальной. Именно поэтому, считает Жанна Романович, основная задача педагогического коллектива детского дома № 7 – устроить каждого ребенка в семью. За шесть лет работы 37 детей здесь обрели родителей. Конечно, это не самый высокий результат, но и им гордятся, ведь для этого было многое сделано. К примеру, регулярной стала акция «Подарим солнце детям». В ее рамках информацию о детях размещают в СМИ. Благодаря такой работе и происходит значительная часть усыновлений, а также прием в семьи детей на других условиях. 

Конечно, пока нельзя сказать, что люди активно идут на такой шаг. И вот по каким причинам. Потенциальные родители, говорит Жанна Александровна, предпочитают брать на воспитание детей не старше четырех лет, а таких в детском доме только одиннадцать малышей из общего числа воспитанников. Не хотели бы будущие мамы и папы, и это их желание тоже сложно не учитывать, чтобы ребенок имел родных братьев или сестер. Конечно, и для таких детей находится альтернатива – гостевая, выходная семья. Но все же самой честной по отношению к ребенку формой является усыновление. А главная причина, по которой на этот шаг мало кто решается, носит, к сожалению, финансовый характер. Совершив благое дело и взяв ребенка на воспитание, рассчитывать приходится только на пособие. А если есть желание сохранить тайну усыновления, то и оно не положено. 

Поняв, что большинство подопечных в детском доме не имеют шансов попасть в новую семью, здесь решили работать с биологическими родителями. Мам и пап сначала постепенно приобщали к общению со своими детьми (оказывается, некоторые не имели и таких навыков), привлекали к их воспитанию (сходить на прогулку, отвести на тренировку). Спустя какое-то время появились первые результаты: детей стали забирать в семьи родные родители. Таких счастливчиков уже шестеро. Хочется верить, это только начало! 

На снимке: Андрей БАКЕТ и помощник воспитателя Ольга КАТОВИЧ.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter