Ищите свинью в... Интернете

Крестьяне на рынках Могилевщины — гости редкие. Почему?
Крестьяне на рынках Могилевщины — гости редкие. Почему?

Лет 10 назад в каждом райцентре Могилевщины был свой рынок «Колхозный». Везли туда из окрестных деревень на продажу мясо и сало, кур и гусей, поросят и овец. Теперь живности на базарах не встретишь, да и прежнее название — «Колхозный» — отошло в прошлое. Куда ни приедешь, одно и то же — «Рынок райпо».

...У входа на Чаусский рынок райпо старушки продают сигареты и зеленый лук, а за прилавки со свежей зеленью не становятся, будто и это товар запрещенный. Огурцами и капустой на базаре торгуют одни коммерсанты, апельсинами и бананами тем более. Продавцы семечек и сала из Украины, по рассказам местных, не заезжают в Чаусы уже второй год из–за сложностей на таможне.

Мы зашли сюда специально, чтобы отыскать хоть одного настоящего хозяина из местных, который по старинке «живет с рынка». Но увидели на прилавках лишь горки с фасованной фабричной продукцией да профессиональных продавцов с бирками на халатах. Палатки «Дары океана», «Могилевхлебопродукты»... Лишь кое–где деревенские старики с семенами да луковицами тюльпанов. Даже Анатолий из Светлогорска, торгующий саженцами вишни, черешни и груши, в котором мы заподозрили частного торговца, таковым не оказался. Работает на предприятии, которое специализируется на саженцах, и уже несколько лет подряд по весне и осени берет на реализацию продукцию своей фирмы.

— Прибыль есть, — говорит Анатолий. — Но пока покупают слабо.

Вообще, на этом базаре чаще встре
тишь промышленные товары, чем продукты, а продавцов в будние дни больше, чем покупателей. Рядом с рынком автовокзал, и отъезжающие подходят к прилавкам, чтобы убить время, оставшееся до отправления автобуса или маршрутки, но ничего не покупают, лишь бродят вдоль рядов.

Жители Чаусов говорят, что бывают в городе по несколько раз в год стихийные ярмарки, когда одни жители деревень привозят поросят, а другие приезжают их покупать. Но все это почему–то происходит тоже не на рынке, а за воротами, да и точной даты ярмарок никто не назвал.

...На Могилевщине, как мне показалось, нет более закрытых для журналистов мест, чем базары. Заметив в руках моего коллеги фотоаппарат, местное начальство, как обычно, всполошилось: нас окружили со всех сторон, начали спрашивать, кто разрешил снимать. Правда, узнав, что интересуемся лишь производителями сельхозпродукции, «контролеры» подобрели, даже заулыбались. И подтвердили, что крестьяне здесь редкие гости. Мол, привозят из деревень лишь свинину да живых кур. Яйцами не торгуют, потому что не хотят носить на проверку к ветврачу, не носят проверять и зелень. По весне у крестьян можно купить семенной картофель, по осени — саму картошку. Вот и все.

Теми, кто разложил товар прямо на земле за оградой, дирекция не интересуется, потому что за них не в ответе. А ассортимент на базаре небогатый из–за отсутствия покупателей. Что продашь в городе, где живут всего 12 тысяч человек, половина из которых имеет свои огороды? А ведь продукты еще довезти из деревни надо, да так, чтобы товарный вид не потеряли. И хотя место на базаре стоит всего 300 рублей в день, многие считают торговлю здесь убыточной, потому и не растят в последние годы ничего на продажу, а излишки на что–то выменивают у односельчан или отдают детям в город. К тому же, по мнению сельчан, дачники донельзя сбили цены и на картофель, и на саженцы.

— Невыгодно торговать овощами в сезон, даже деньги на пленку, семена и удобрения не оправдаешь, настолько дешева сейчас сельхозпродукция. Прибыль могут получить лишь те, кто выращивает ранние овощи в теплицах, а таких в районе немного, — считает и начальник отдела экономики Чаусского райисполкома Ирина Лосева. — Кроме того, руководство райпо, которому принадлежит рынок, сделало не совсем удачную, на мой взгляд, реконструкцию, убрав навесы, где торговали частники, и оставив для них единственный прилавок.

Правда, пока и одного прилавка хватает, а всем желающим не запрещено торговать прямо с колес. Ирина Евгеньевна рассказала, что местные власти делают все, чтобы приучить хотя бы бабушек, продающих лук–чеснок, торговать на базаре, а не за воротами: и просят, и с милицией гоняют, но ничего не меняется. С одним ведром яблок (больше на продажу не приносят) их хозяева не желают идти на проверку в лабораторию, уж больно нынешняя система контроля громоздкая. Конечно, если привезти на рынок целую машину картошки, и справка себя оправдывает, и плата за место, но только «бульбу» и капусту в районе все чаще продают... по объявлениям в газетах и на столбах. Предлагают их покупателям с доставкой на дом. И никого в последние годы не убедишь, что на рынке и покупать, и продавать надежнее.

Возможно, в небольшие Чаусы действительно накладно что–то возить? Но и в Могилеве даже перед Пасхой не увидишь на рынке деревенских яиц, а перед Рождеством — гусей. Не предлагают на рынках ни кроликов, ни индюшек, ни цесарок. Сельчане и сюда приезжают с теми же корешками, семенами да плетеными корзинами. Иногда хозяева становятся за прилавки, чтобы продать домашнюю свинину, но чаще рано утром стараются сбыть мясо оптом перекупщикам. Перекупщикам же рыбаки отдают рыбу, а бабушки–сельчанки — цветы и зелень.

На Центральном рынке областного центра продаются украинские семечки, яблоки из Польши и Молдовы, сладости с Востока. А где ж свое? Опять же — за территорией. Около торговых палаток рядом с базарной оградой можно купить и деревенское молоко в пластиковых бутылках, и живых кур, но ассортимент и здесь небогат.

— А вы что ищете? — спросил невысокий мужичок в кепке и резиновых сапогах. — Говорите, может, помогу.

Дядя Женя (так представился мой любознательный собеседник) всю жизнь живет на селе и считает, что есть в деревнях кое–что на продажу и сегодня, только люди и там стали «грамотней и современней». Почти у каждого серьезного хозяина дома телефон, а в кармане мобильник. Если нужно что–то купить или продать, дают объявления в газеты и журналы, некоторые даже Интернетом пользуются. Да и покупатели, особенно перекупщики, больше не надеются на базары: сами на машинах едут на село.

Я почитала прессу, побродила по интернет–сайтам и тоже нашла все, что душе угодно: и кур различных пород, и кроликов на выбор, и саженцы самые разные. Можно купить мед и пчел, яйца куриные, гусиные и перепелиные. Предлагают скот живым и убойным весом и многое–многое другое. И, наверное, отстала я от жизни, если все это на рынках искала?

...Набрала номер телефона, найденный в газете, познакомилась заочно с продавцом семенной картошки и лука Виктором Владимировичем, который живет в частном секторе Могилева. Спросила, почему не идет на базар, разве объявление в газете дешевле, чем торговое место?

— Не дешевле, но удобней, — откровенно сказал мой собеседник. — Времени не трачу впустую, занимаюсь своими делами, заодно и на звонки отвечаю. Интересуются моим луком из многих городов, ведь сорта предлагаю хорошие. А проверки в лаборатории не боюсь, просто не хочется туда ездить.

Виктор Владимирович заверил, что, если кому–то его товар не понравится, примет назад без вопросов; заменит или вернет деньги, ведь адрес его покупатели знают.

А может, так и вправду удобнее?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter