Ищем точку опоры

О ситуации на валютно–финансовом рынке

Рубль в апреле словно прощупывает рынок. То спрос на доллары вдруг превысит предложение. И биржа реагирует — рубль пятится. А назавтра, наоборот, — предлагают долларов больше, чем хотят купить. И курс снова прижимается к 8 тысячам. Удержится ли он на этой отметке? Вверх или вниз пойдет?


На всякий случай напомню, что средневзвешенный курс белорусского рубля, заложенный в программе социально–экономического развития на нынешний год, — 9 тысяч 150 рублей за доллар. Все показатели работы экономики «заряжены» на эту цифру. Так что запас колебаний имеется. Но Председатель Правления Национального банка Надежда Андреевна Ермакова оптимистична и надеется удержать рубль на уровне 8 — 8,5 тысячи рублей за доллар: «Если экономика будет работать так, как в I квартале». А как обстоят у нас дела в I квартале?


В январе — феврале экспорт превысил импорт. Предприятия везут валюту. Стали активнее наши люди на рынке труда в России. Привозят домой валюту. Сдают. Нацбанк покупает. С начала года — миллиард долларов. 240 миллионов — только в марте. Хорошо. Но есть и тревожные сигналы. Приток рублевых вкладов в марте практически остановился. Их номинальный рост обеспечен в основном капитализацией процентов. А до того российские банки и граждане–нерезиденты решили подзаработать на нашем рубле. Одни продали на бирже 250 миллионов долларов, другие принесли во вклады 1,2 триллиона белорусских рублей. Краткосрочный капитал. Может уйти. Когда? Возможно, в мае. Средства размещены в основном на 3 месяца. А вообще, приближение ставки рефинансирования к 22 процентам годовых — повод серьезно задуматься о выводе рискового капитала. Считала не я, банкиры. Если, конечно, на рынке не появятся более интересные предложения, чем размещение средств на депозитах под высокий процент. К слову, в России, 8 — 10 процентов годовых — максимум, что можно сейчас заработать на депозитах.


В общем, ситуация в некотором роде уникальная. Надежда Ермакова утверждает: средств в банковской системе много и в рублях, и в валюте. Самое время их направить в экономику, где лишними точно не будут. Но ни предприятия, ни граждане кредиты брать что–то не хотят. Ждут падения ставок. Нацбанк обещает снижать ставку рефинансирования в месяц на 1 — 2 процента. Если, конечно, инфляция удержится в заданном коридоре — 1,5 — 1,8 процента. Спешить с этим делом неумно. А то начнут производственники брать кредиты да латать ими свои управленческие прорехи. Вот почему к корпоративным заемщикам предъявлены более жесткие требования. Деньги дают только на валютоокупаемые проекты и не на всю сумму, а только на 75 процентов.


Но главное, эмиссионные деньги в экономику не вливают. Это в очередной раз журналистам подтвердила главный банкир страны. Печатный станок выключен еще в середине прошлого года. Даже значительные средства, которые сейчас идут в село под посевную, на минеральные удобрения, горючее и семена, — просчитаны и заложены в бюджете. 7 триллионов рублей на программу льготного кредитования жилья тоже давно покоятся на счетах Минфина. Есть жесткий график их расходования. Однако этих денег может не хватить. В некоторых ЖСПК, строительство которых уже в самом разгаре, право на льготные кредиты потеряли от 30 до 60 процентов членов. После ужесточения условий господдержки очередников. Понятное дело, те, кто надеялся на дешевые кредиты, стали жаловаться. Конечно, дома лучше достроить. Но на это понадобится еще 2 триллиона рублей. Где взять? Забрать из других госпрограмм. Сейчас вот и решают, из каких.


Я все это так подробно рассказываю к чему? Чтобы показать на фактах: нынешняя ситуация на валютно–финансовом рынке иная, чем год назад. Хотя тоже непростая. Потому, похоже, и колеблется наш рубль. То в одну сторону, то в другую. Будто нащупывает точку опоры.


Между тем ситуация была бы куда менее напряженной, если бы наши прибыльные акционерные общества не сидели на своих ценных бумагах, как Кощей над златом, а часть предложили подогретому избытком ликвидности рынку. Польза двойная. Им не пришлось бы брать кредиты под сумасшедшие проценты на развитие, а гражданам было бы куда вложить лишние деньги. Стабильность рублю нужна всегда. На депозитах у населения лежит колоссальная сумма — 7 с лишним миллиардов долларов. На 10 годовых программ строительства жилья. И эти деньги надо заставить работать. Но над вопросом «как?» предстоит поломать голову...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter