Как спортивному клубу найти свое лицо?

Ищем свое лицо

На прошлой неделе одной из главных новостей стал выход волейбольной «Минчанки» в 1/8 финала во втором по значимости еврокубке — ЕКВ. Очень давно волейбол в Минске не привлекал столько внимания. И хочется верить, что в поединке ближайшего раунда (7 февраля) против французского «Безье» соберется еще больше болельщиков. Тем более что к приходу зрителей «Минчанка» готовится и болельщиков ждет. По волейбольным меркам — беспрецедентно. Но помимо заслуженной похвалы хочется дать и несколько советов, которые касаются не только «Минчанки».


«До какой нелепости доходили наши предки! Они мучились над каждым архитектурным проектом. А теперь во всех городах возводят типовой кинотеатр «Ракета», где можно посмотреть типовой художественный фильм. Типовые квартиры обставлены стандартной мебелью, а в безликие двери врезаны типовые замки». Этот известный монолог в начале популярного фильма «Ирония судьбы, или С легким паром» можно спроецировать и на маркетинговые старания очень многих белорусских клубов. Работа ведется как будто под копирку и с налетом безвкусицы. Когда посещаешь матчи белорусских команд, причем в разных видах спорта, зачастую кажется, что ты попал в своего рода «День сурка». Одна и та же драматургия события. Привычные лица ведущих. Маскоты как будто с одной фабрики и ничего особенно оригинального в их поведении. Примерно одна и та же музыка в паузах. Сомнительные фотостенки. В футболе — унылые перерывы. И так далее... Досадно. Досадно, что клубы не ищут оригинальных ходов, историй, работают по накатанной, как будто школьники списывают у хорошиста на перемене домашнюю работу, дружно повторяя за ним одни и те же ошибки.

«Минчанка» начинает в работе со зрителями с малого. Хочется, чтобы не останавливалась в поиске оригинальных решений. Никто не требует, чтобы клубы со скромными бюджетами феерили известными музыкантами, лазерными шоу и мощными видео. Однако, согласитесь, трудно выделить из череды клубов кого–то с уникальной историей. «Крумкачы» «недожали» свою ориентацию на модных хипстеров, «Ислочь» — семейственность, все областные клубы, кроме брестского, по большому счету, не отличаются друг от друга. Можно сколько угодно копаться в истории, но сегодня «Луч» не сильно отличается от «Торпедо», а в первой лиге все вообще на одно лицо. Мы можем сколько угодно огорчаться, что Лида, Бобруйск или Пинск не представлены в высшей лиге, но, в отличие от этих городов с уникальной и очень разной историей, клубы из них в маркетинговом плане неотличимы.

Развитие любого крупного бизнеса начинается с поиска ответа на вопрос: кто мы и в чем наша миссия? Худо–бедно ответ на данный вопрос находят многие, однако не подкрепляют его дальнейшей деятельностью. У нас нет по–настоящему рабочего клуба, как «Миллуолл» или «Вест Хэм», аристократического, как «Ботафого», ребят из соседнего двора, как «Фулхэм» или «Райо Вальекано», либо целой части города, как «Фенербахче». И я с нетерпением жду, когда какой–то из наших клубов выделит свою аудиторию и все же выстроит вокруг нее уникальную историю без слов вроде «будем рады видеть всех поклонников кожаного мяча» и свою идентичность. Ближе всего к этому были «Крумкачы», но аудитория поредела при первых неудачах команды. Ну не дело, когда футбольное «Торпедо» покидает свой район и будет базироваться, как следует из недавнего интервью by.tribuna.com главы клуба Михаила Мироненкова, в районе улицы Пономаренко, на противоположном от родного автозавода конце двухмиллионного города. Да, деньги, да, разные собственники стадионов, но, как мне кажется, если взялся за гуж...

Ну а пока радуемся малому — уникальным проектам, которые в разное время реализовывали клубы. Прекрасному проекту «Хоккей на шпильках» и неожиданному герою трибун «Динамомэну» у полпреда Беларуси в КХЛ. Съемкам футбола с квадрокоптера у «Крумкачоў», революционному названию «Цмокаў» и их участию в поиске Цмока по городам и весям страны, мощным кампаниям социальной рекламы БГК им. Мешкова с акцентом на связь с Брестом. Разные проекты, но их объединяет одно. Они помогли клубам иметь свое лицо и приближаться к оформлению упомянутой идентичности. Лица, которое выделяется из толпы. И в связи с этим хочется пожелать той же «Минчанке»: будьте смелее, делайте то, что никто не делал до вас.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter