Ищем новых “детей разума”

Дети идут в школу за знаниями. Источник знаний, как известно, — книга. Значит, школьная библиотека всегда должна быть богатой, разнообразной. Все просто логически, но намного сложнее на практике.

— Что необходимо, чтобы библиотека эффективнее содействовала учебному процессу? — спросил я у Елены Комаровской.
— В первую очередь — побольше компьютерных программ по нашему профилю, что значительно экономило бы время педагогов в процессе самообразования  и ребят при подготовке к урокам...
После окончания библиотечного техникума уже 28 лет работает Елена Ивановна по выбранной профессии в Долговской средней школе Солигорского района, где обучается 296 учащихся. Работу знает, любит и хотела бы шагать в ногу со временем. Но никакой компьютер не заменит “живых” книг, которые один из мыслителей назвал детьми разума.
В “хозяйстве” Елены Комаровской — 19 тысяч экземпляров, которыми пользуются 290 человек. Всегда ли находят на  полках ученики необходимые пособия для учебы? К сожалению, нет. Всевозможных учебников  в достатке. Но очень сложно старшеклассникам, переходящим в изучении литературы на новые программы — старые хрестоматии потеряли свою актуальность, а замены им нет. Часто уходят ни с чем и учащиеся младших классов: детских книг, красочных, понятных, в библиотеке катастрофически не хватает. Поступившие в последний год книги можно пересчитать по пальцам, но и среди их детских вы не найдете. Очень дорогие...
Большинство книг — подклеены, побывали во многих руках. Но встречаются и солидные справочники, пахнущие типографской краской.
— Мы проводим акцию “Подари книгу библиотеке”, и местная ПМК-79 пожертвовала  литературы, в основном справочной, почти на 200 тысяч рублей, — поясняет Елена Ивановна. — Несут книги  врачи, мелиораторы, крестьяне, но тома из личной библиотеки далеко не всегда соответствуют школьной программе.
В отдаленной Большерожанской  школе нет подобных спонсоров, потому библиотекарь София Сечко знает все  книжные новинки “поименно”. Сложности никакой — за два года их набирается  не больше десятка. Хотя София Владимировна помнит время, когда в течение года она получала сотню и больше “детей разума”. Фонд библиотеки — 11 тысяч экземпляров, но многие книги элементарно устарели, просятся под нож. В сельском Доме культуры  есть более богатая библиотека, но совсем небольшая часть ее книг может помочь педагогам, ученикам,  на десятки километров удаленных от райцентра.
В поселковых и сельских школах Солигорщины действуют 30 библиотек, в фондах которых 453 773 экземпляра, из них 270 300 книг — литература, остальные — учебники. В позапрошлом учебном году на их пополнение было расходовано 12 миллионов 623 тысячи рублей, в минувшем — 8 миллионов. И в году нынешнем фундаментальных поступлений в библиотеки сельских школ  не ожидается. Пополнение библиотек художественной литературой за последний год снизилось на 30 процентов, а в  сравнении с более отдаленными годами — в разы. Еще в совсем недавно школы получали журналы “Родная природа”, “Лесовик”, газету “Цветок”, а также книг на  миллионы рублей от районной инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды. Сегодня не стало и этой поддержки.
— Выполняя поручение Президента страны об улучшении комплектования фондов библиотек изданиями, выпускаемыми в рамках госзаказа, мы налаживаем прямое сотрудничество с издательствами “Беларусская энцыклапедыя”, “Вышэйшая школа”, “Беларусь”, “Мастацкая літаратура”, — рассказывает методист отдела образования Солигорского райисполкома Светлана Капцевич. — Получаемые непосредственно из издательств книги нам обходятся дешевле.
— Есть перечень социально значимых изданий, запланированных к выпуску этими издательствами и рекомендованных для обязательного приобретения библиотеками. Вы их получите?.
— Далеко не все, денег на эти цели у нас в обрез.
В связи с дефицитом средств возникла и еще одна проблема — с сентября нынешнего года в сельских школах с численностью до сотни учащихся ставка библиотекаря не предусмотрена. Книги выдаются  учителями, лаборантами — на общественных началах или с частичной оплатой Но выход ли это?.
А как же с компьютерными программами, которые волнуют Елену Комаровскую? Они актуальны  отчасти. Ибо в деревнях и поселках  Солигорщины компьютерами обеспечены  только 30 процентов школьных библиотек.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter