Почему закрывают Научно-педагогическую библиотеку?

Исчезновение на фоне книг

Библиотек становится все меньше. Оптимизируем, экономим. Исчезают одна за другой маленькие сельские очаги культуры. Но пропасть может и что–то весьма объемное в центре большого города. Иллюзионист Дэвид Копперфилд, конечно, заставлял пропасть на глазах публики целый самолет. Но у Копперфилда — трюк, мы–то знаем, что самолет никуда не девался. А когда пытаются незаметно растрясти триста тысяч книг и одиннадцать работников при них, возникают вопросы. Почему? И куда все это денется?


Эти вопросы задает читательница нашей газеты, пенсионерка Елена Семеновна Левитман. Вот уже много лет она ходит в Научно–педагогическую библиотеку на улице Захарова в Минске, берет там уникальные книги. В отличие от Национальной библиотеки, где тоже можно найти старые издания, здесь их дают на дом. И вдруг получает сообщение: взятое срочно сдать, библиотека закрывается.

— Почему? — недоумевает Елена Семеновна. — Там замечательные собрания по педагогике, психологии. Всегда можно встретить много дипломников, магистрантов, заочников. Удобный справочный аппарат, доброжелательные работники. Многие читатели приходят за художественной литературой, например, военными мемуарами, которых больше нигде не взять. Хорошее место, удобное расположение на Захарова. О методической части судить не берусь, хотя моя подруга, сурдопедагог, в восторге от фонда. Уютный небольшой читальный зал... Да, там обвалился потолок, но это же можно починить! А что станет с фондами?


Действительно, заходим на сайт библиотеки — объявление:

«Уважаемые читатели! Приказом министра образования Республики Беларусь от 31.03.2017 № 183 принято решение о закрытии Научно–педагогической библиотеки ГИАЦ Минобразования. В связи с данным решением убедительно просим вас погасить читательскую задолженность до 24.04.2017».

Фонд — 300 тысяч книг. Кроме того, есть подфонд редких изданий, который насчитывает около 3 тысяч экземпляров документов и составляет «Коллекцию литературы Научно–педагогической библиотеки конца XVIII — начала XX века». Собрание включает документы по истории образования и педагогической мысли, организации народного образования и реформе школы, организации и методах педагогических исследований, вопросам педагогической психологии.

Библиотека в четырехэтажном здании занимает первый и второй этажи, правда, частично. Конечно, обслуживать помещения сложно: высокие потолки, большие площади... В читальном зале недавно действительно обвалился лист потолочного покрытия, и зал закрыли. «Почему же не отремонтировать?» — спрашивает читательница Наталья Владимировна Юшкевич, которая обращается во все инстанции, чтобы спасти любимую библиотеку. Из Министерства образования ей пришел ответ: фонд библиотеки расформировывают на три части. Что–то отправится в библиотеку педагогического университета, что–то в академию последипломного образования, что–то заберет комитет образования Минского горисполкома.


Наталья Владимировна, человек упорный, не удовлетворилась ответом о судьбе книг. А что же будет с сотрудниками, которых в библиотеке 11? В Минском городском объединении профсоюзов ей рассказали, что кого–то отправят работать в Шабаны, кому–то предложат место архивариуса в прежнем здании, нескольким еще подыскивают места.

Заведующая библиотекой Ольга Русак, недавно назначенная на должность, от комментариев отказалась. Единственно, упомянула, что причину расформирования ей не сообщили. Сотрудники, естественно, в унынии: фонды, старательно собираемые в течение полувека, разделяют. Что–то вот уже отобрал педагогический университет... Куда уйдут коллекции старых учебников, которых больше нет нигде в стране, подшивки редких журналов? «Мы же выкладываемся на сто процентов. И город, и всю страну обслуживаем. И по электронной почте информацию отправляем. Издаем базы данных... — с горечью рассуждают в библиотеке. — Да, читателей стало меньше, но все же каждый день записываются новые. Теперь им, конечно, отказывают. Библиотека будет работать еще два месяца, а потом неизвестно, что будет».

К проблеме подключился Союз писателей Беларуси, куда также обратилась Наталья Юшкевич. Дело в том, что закрытие библиотек сейчас обязательно нужно согласовывать с СПБ. Но по поводу научно–педагогической в союз никто с заявлением и обоснованием закрытия не обращался. Поэтому в главный информационно–аналитический центр Министерства образования было отправлено официальное письмо от 7 апреля 2017 года за

№ 01–10/118 за подписью председателя Союза писателей Беларуси Николая Чергинца, в котором говорится:

— Союз писателей Беларуси с тревогой воспринял данное сообщение (о закрытии библиотеки. — Л.Р.). Нас беспокоит ваша позиция по ликвидации центра духовности. А учитывая специализацию библиотеки — ее научно–педагогическое значение, — это в Год науки приобретает еще более критическое звучание, имеет отрицательный резонанс в обществе.

Вам необходимо дать убедительное обоснование ваших действий по закрытию Научно–педагогической библиотеки.

Не знаю, как вы, а я искренне восхищаюсь такими людьми, как те, которые объединились, чтобы защитить библиотеку, — не ради какой–то выгоды, а просто потому, что иначе не могут. Они находят друг друга, созваниваются вечерами, ходят, несмотря на пожилой возраст и болезни, по инстанциям. Ясно, что библиотека — предприятие не доходное, а если сдавать помещения в престижном здании в центре города, прибыли будет больше.

На вопрос, чем вызвано решение о закрытии библиотеки, в Министерстве образования мне ответили так: это продиктовано неэффективным использованием площадей. Посещаемость была низкой, около 8 — 9 человек в день. То есть работников в полтора раза больше, чем принимают в день посетителей. Потому фонды передадут в другие заведения — педагогическому университету, академии последипломного образования, комитету образования Минского горисполкома. При этом в министерстве уверили, что читатели, по их мнению, не пострадают, поскольку по–прежнему будут иметь свободный доступ к фонду, только в других зданиях. Письмо из Союза писателей Беларуси сейчас на рассмотрении в министерстве, готовится ответ.

Что ж, будем следить за развитием событий.


rubleuskaja@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter