Источник: Знамя юности
Знамя юности

Ирина Старшенбаум: я не делю любовь на время, чувства и подчувства

Сразу в трех онлайн-кинотеатрах состоялась премьера фильма «Общага», где одну из главных ролей сыграла Ирина Старшенбаум. Актриса откровенно рассказала о новой характерной героине, своих студенческих годах,актерской удаче и отношении к любви.     


- Ира, поздравляю с премьерой, пожалуй, самого долгожданного для вас фильма – «Общага»! Вы о нем начали говорить с восхищением уже сразу после съемок, которые были два года назад. Чем вас так вдохновила и порадовала эта работа?

– Фильм для меня действительно очень личный, да и само произведение очень хорошее и имеет большую фан-аудиторию. Редко бывает, когда режиссер-дебютант (как в нашем случае) снимает такое актерское кино, где все в удовольствие. Наша основная задача в картине – поработать с драматургией. Для режиссера все было очень непросто, осо­бенно когда у него нет каких-то отвлекающих маневров, взрывающихся машин, мифических персонажей, фантастики... У нас был абсо­лютный натурализм, голые стены, актеры. Если бы хоть что-то пошло не так, где-то не сложилось, рухнула бы вся картина.

– А история о чем, по-вашему, получилась?

– История про выбор, в первую очередь про совесть, про разговоры с самим собой. И в Советском Союзе, и в наше время люди часто задумываются о том, что такое честь, что такое совесть. Просто поскольку наши герои остались в неком замкнутом пространстве, получилось более утрировано, мне кажется, что «Общага» – это про любую компанию друзей. Это то, что можно перенести сегодня на любое сообщество, в ко­тором происходят опреде­ленные взаимоотношения, ситуаци­и и делается выбор. Поэтому тема будет актуальной всегда. Сама кинолента про молодость и 1980-е. Истори­я про ребят, которые пытаются понять, как жить дальше, о сложных и парадоксальных вопросах, любви и боли.

– Расскажите про свою Нэлли – королеву общаги. Вам, кажется, впервые досталась настолько характерная героиня?

– Это, конечно, не первая моя характерная роль, но роль действительно интересная, небанальная, Нэлли – не привычная романтическая героиня, немного Софи Лорен, и точно не совсем из своего времени. Но те женщины, которые сияли тогда на экранах, служили для меня вдохно­вением и образом – Жанна Моро, Моника Витти, Софи Лорен. А свою героиню я могу описать так: это дама, которую хочется либо любить всю жизнь, либо убить через минуту. Она сильная и независимая, не боится затрагивать феминистские вопросы.

– Роль требовала ка­кой-то необычной подготовки?

– Меня покрасили в свойственной Советскому Союзу колористике – брюнетка с белыми перьями. Я очень пере­живала, что в итоге получится и как же буду так ходить долгое время. А в итог­е получилось классно, стильно, и я даже долго после этого не перекрашивалась. Макияж у меня был дово­льно утрированный – эдакий боевой раскрас, и мне надо было к нему привыкнуть, потому что в камере любое движение глаз было гипертрофированным. Нужно было научиться немного меньше работать глазами, потому что слишком уж они были подчеркнуты.

– Ваша драматичная история показывает студенческую жизнь в далекие 80-е годы. Что вам известно о той эпохе, когда вы еще не родились? Может, родители делились с вами воспоминаниями?

– Это уже вторая моя работа про 1980-е, после фильма «Лето». И у меня есть определенное количество багажа – фильмы, книги, у меня хороший бэкграунд в этом смысле. Я люблю то время. Родители, конечно, тоже что-то рассказывали, но не так много времени с тех прошло, на самом деле все довольно доступно – огромный пласт музыки, фильмов, произведений искусства.

– А какими вы вспоминаете свои студенческие годы? Годы студенчества – это ведь не только получение профессии, но и любовь, вечеринки, свобода…

– У меня тот жизненный период был рабочим. Я уже работала на телевидении ведущей, поэтому мое студенчество было взрослым и осознанным. В основном оно было связано с учебой и работой, студенческих вечеринок и развлечений припомнить не могу, у меня были несколько другие инте­ресы.

– Значит, родителям в те годы не приходилось за вас переживать?

– Надеюсь! У меня была своя компания, которая сохранилась до сих пор. Мы все очень тепло, семейно общались, и все события были так или иначе связаны с этой компанией. Поэтому не могу сказать, что я была там коро­левой вечеринок. Спокойно вспоминаю тот период, без какой-либо драмы. Хотя сама жизнь у меня всегда была и остается бурной и динамичной. А друзья из юности практически все со мной, но не студенческие, а те, с кем я дружу еще со школы.

– А были в студенческие годы порывы уйти из дома, начать самостоятельную жизнь, чтобы самой все решать?

– А у меня и была самостоятельная жизнь, родители никогда не ограничивали мою свободу, всегда предоставляли право вы­бора. И убегать мне ниот­куда не хотелось, все было орга­нично. А как только захотелос­ь переехать, зажить совсем самостоятельно, так это и случилось. Родители мне всегда доверяли и спокой­но отпустили в самостоя­тельное плавание.

Кадр из фильма «Общага»

– Вы не сразу при­шли в актерскую профессию, был период опре­деления. Когда вы поняли, что, сделав этот выбор, приняли правильное реше­ние?

– Особый выбор передо мной не стоял, я уже не хотела работать на телевидении, а мечтала быть актрисой. Как только у меня начала складываться карьера, по ощущениям сразу поняла, что иду правильной дорогой. Ну и, конечно, самое точное подтверждение того, что все было сделано правильно, это когда я получаю приятнейшие письма от людей, которые смотрят кино. И тогда в очередной раз убеждаюсь, что все, что делаю, не зря.

– Считается, что актерская судьба очень зависит от удачи. Случались в вашей жизни подобные повороты?

– Мне кажется, что кино – это вообще всегда про случай и про повороты, каждая роль достается не случайно. По крайней мере я так к этому отношусь, за все подряд не берусь. И у меня нет ощущения, что что-то от меня убегает. Чувствую, куда мне надо идти, а куда не надо, судьбоносно все решается, и каждый раз бывает ощущение какого-то чудесного волшебства. Поэтому каждый проект для меня – это поворот, и когда все складывается, ты понимаешь, почему это должно было случиться.
– Родители мне всегда доверяли и спокойно отпустили в самостоятельное плавание

– В чем для вас измеряется шкала успеха? Вот вы вошли сейчас в рейтинг главных молодых актрис России – это успех?

– Думаю, что успех, это то, сколько жизней изменилось в лучшую сторону благодаря твоим работам. Если хоть один человек скажет, что его жизнь изменилась и он благодарен за это, то для меня это самый большой успех, значит, все не зря. А рейтинги – это что-то непонятное, я не знаю, как они считаются и насколько это вообще правдоподобная информация.

– Вы не раз называли себя трудоголиком, но, говорят, что трудоголики не умеют расслабляться. Вы умеете отдыхать?

– Стараюсь учиться, но с этим действительно есть некоторые сложности, все время хочется что-то начать делать. Не так давно устроила себе, наконец, отпуск, но все равно приходилось иногда работать – записывать пробы, читать сценарии через день. Но мне так больше нравится отдыхать, с ощущением, что ты делаешь что-то полезное и при этом приятно проводишь время, ходишь в музеи, смотришь на окружающую тебя красоту. Для любо­го человека настоящий отды­х – это созерцание, в кото­ром он может что-то впитать. Чтобы потом это в себе сохранить, и в дальнейшем оно обязательно пригодится и в жизни, и в творческом процессе.

Кадр из фильма «Общага»

– Ирина, вы оправдываете клише об актрисах как об очень далеких от бытовых вещей созданиях? Или вы хорошая хозяй­ка?

– Многие из актрис, по крайней мере те, кого я знаю, хорошие хозяйки. Если говорить про себя, то мне сложно оценить, насколько я хорошая или не очень хозяйка. Люблю готовить и в целом люблю свой дом, для меня он очень важен. Мне вообще нравится создавать все красивое, домашний уют в том числе.

– Любите ли вы себя чем-то радовать по-женски – шопинг, уход за собой?

– А что значит по-женски? Мне кажется, в мире новой этики это не очень правильное разделение. Многие мужчи­ны с удовольствием ра­дуют себя тем же, что и женщины, и могут позволить себе и маникюр, и шопинг. Есть какие-то стереотипные вещи про мужчин – чем они должны и не должны заниматься, от которых, на мой взгляд, давно пора избавляться. Иногда мужчинам тоже очень хочется гулять, есть мороженое и покупать себе новые рубашки! Почему нет, я только за! Так что про «женские» радости я не очень понимаю, могу рассказать просто про радости. Радость – это когда можно побыть с собой наедине. Я очень люблю йогу, заниматься практиками, которые могут привести в баланс и ум, и тело, а также развивать и избавлять от блоков. Люблю ходить в баню.

– Вы сентиментальный человек? Когда и по какому поводу плакали последний раз?

– Я скорее не сентиментальная, а чувственная. Сантименты – это «ой, цветочек, ой, котеночек!», а чувственность действует как подключение к той же природе, в процессе созерцания. Если я в какой-то процесс погружаюсь, то делаю это довольно чувственно. А заплакать чаще всего могу при просмотре кино.

– У вас недавно был пост с цитатами из «Общаги»: «Ты меня любишь. Я тебя люблю. А любви между нами нет. Это против всех законов». Вы верите в настоящую любовь?

– Нет ненастоящей любви, она либо есть, либо ее нет.

– Сколько вам нужно времени, чтобы влюбиться?

– Я такими категориями не мыслю, я человек импульсов и ощущений. Не делю любо­вь на время, влюбленность, чувства и подчувства. У меня есть в целом восхищение людьми, могу влюбиться в талант человека, могу влюбиться в то, что он создал. Меня в целом очень вдохновляют и влюб­ляют в себя люди. Поэтому влюбиться во что угодно могу за мгновение. А полюбить – это момент уже очень ответственный и серьезный, и любить кого-то по-настоя­щему ты можешь, когда года­ми проверяешь это чувство, видишь, как оно трансформируется, как ты с все большим трепетом и ува­жением относишься к другу, подруге, мужчине, маме. Любо­вь – она всегда живет и развивается.

Ирина Старшенбаум

Родилась: 30 марта 1992 года в Москве

Образование: Московский государственный университет печати имени И. Федорова (факультет «Медиабизнес и связи с общественностью»)

Карьера: снялась в таких фильмах и сериалах, как «Крыша мира», «Притяжение», «Килиманджара», «Лето», «Т-34», «Вторжение», «Содержанки», «Учителя», «Шерлок в России», «Джетлаг» и других
Лика Брагина (специально для «ЗН»)
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter