Ирина Дорофеева: «Никогда не мечтала жить в другой стране»

Вся ее жизнь — это постоянное движение к цели. Какой? Быть артисткой, конечно. Она ее точно видела, с самого детства. И уже тогда жила с внутренней уверенностью, что все получится. Сегодня Ирина Дорофеева — одна из самых узнаваемых и любимых отечественных певиц, заведующая кафедрой эстрадной музыки Белорусского государственного университета культуры и искусств и просто очень красивая женщина. В последнее время заслуженная артистка Беларуси не так часто мелькает в телевизоре и не слишком стремится к публичности — все это, признается, давно пройденный этап. Вне камер ее мир очень уютный и устроенный. И очень-очень счастливый. Ирина не скрывает, что наконец обрела счастье, она любит и любима.

Сегодня Ирина Дорофеева — гостья нашей рубрики. И вместе мы вспоминаем самые неожиданные факты биографии певицы.


Итак, знали ли вы, что…

1 …Ирина Дорофеева родилась в творческой семье, но с выбором будущей профессии определилась сама

— Папа был директором училища культуры в Могилеве, мама работала там же преподавателем декоративно-прикладного искусства. Думаю, моя артистическая натура, которая начала проявляться еще в детстве, как-то связана с профессией родителей, потому что они очень одаренные и творческие люди. Мне всегда нравилось петь, танцевать, в доме постоянно звучала музыка. Родители обратили на это внимание и отдали меня в детскую студию. Но стать артисткой было исключительно моим решением.

2 …в 1994‑м, после фестиваля белорусской песни в Молодечно, началась большая карьера певицы

— «Маладзечна-1994» был первым значимым конкурсом в моей профессиональной жизни. Хотя на фестивале я уже бывала как солистка могилевского вокально-инструментального ансамбля «Радуга». Олег Елисеенков написал мне красивую белорусскоязычную песню «Ветразь кахання», которая стала для меня выигрышной: в первый конкурсный день я выступила очень успешно. А во второй так увлеклась хорео­графией, так затанцевалась, что в какой-то момент забыла, что вообще-то еще и петь нужно! Долго не могла вступить, и это, конечно, повлияло на баллы. В итоге получила третью премию. Но совершенно не жалею. Потому что именно после фестиваля в Молодечно началась моя большая карьера. Я поступила в институт культуры и переехала в Минск. И поняла, что мир музыки и шоу-бизнеса не так-то прост. Быть артисткой — это ежедневная работа. У тебя есть не только вдохновение, но и обязанности, а также определенные требования, которым ты должна соответствовать.

3 …дважды участвовала в конкурсе молодых исполнителей на «Славянском базаре в Витебске»

— Впервые на сцену Летнего амфитеатра я вышла в 1993‑м. Но не победила, стала дипломантом. Расстроилась? Не слишком. В том году Гран-при достался замечательной певице Таисии Повалий, сегодня это уже народная артистка. Хотя для меня она и тогда была мегаисполнительницей. А еще, помню, она казалась мне очень-очень взрослой. Дело в том, что на момент конкурса ей было около 30. А мне только-только исполнилось 16, паспорт выдали буквально перед отъездом в Витебск. В общем, проиграть Таисии Повалий было ничуть не обидно.

Тогда же произошел смешной случай, после которого меня многие заметили. На сцену я обула туфли на очень высокой и тоненькой шпильке. И по закону подлости именно в момент концерта-открытия «Славянского базара» на представлении конкурсантов, когда я спускалась по лестнице Летнего амфитеатра, эта шпилька застряла между ступеньками. Я упала и сначала не могла не то что встать — понять, что произошло! Другие конкурсанты мне, к счастью, помогли. И я «радостно» продолжила петь. 

4 …первый крупный гонорар потратила на стиральную машину

— За первую премию на «Славянском базаре в Витебске» я получила 6 тысяч долларов. Огромная сумма по тем временам! И вся она ушла на подготовку к первому сольному концерту под названием «Моя любовь» в концертном зале «Минск», а также репертуар и костюмы. Но 400 долларов мне все же разрешили потратить на себя. И я купила стиральную машинку. Посчитала, что это лучшее вложение.

5 …за два года провела 435 концертов

— Это был период (2001 — 2002 годы), когда мы много ездили по Беларуси, давали концерты в полях и небольших Домах культуры. Так я знакомилась со страной, а зрители знакомились со мной и моими песнями. Такой тур — это очень тяжелый труд, поверьте. Мы давали по два-три концерта в день, затем садились в автобус и переезжали на новое место… Из 435 концертов 165 были благотворительными. Я пела в детских домах, воинских частях, домах престарелых…. Поставила цель — доехать до самого отдаленного уголка нашей страны, чтобы сказать людям: «Белорусы, я люблю вас!» И в каждом городе, каждой деревне нас просили оставить свои песни. Мы дарили диски. И теперь, когда я приезжаю в любой город с концертом, зал поет эти песни вместе со мной. Потому что композиции обретают популярность исключительно на концертах, теле- и радиоэфиры только помогают раскрутке артиста. 

6 …много лет сотрудничала с российским композитором Кимом Брейтбургом, но переезжать в Москву не захотела

— Я всегда чувствовала себя белорусской певицей. И никогда не мечтала жить в другой стране. У меня есть огромный опыт работы с зарубежными авторами и музыкантами, несколько серьезных проектов с Кимом Брейтбургом (например, альбом «Девушка на берегу», а также главная роль в мюзикле «Голубая камея», позже «Джен Эйр»). И это все прекрасно. Чтобы состояться в России, там нужно не только работать, но и жить. А я не хотела переезжать. Мой дом — Беларусь.

7 …была депутатом Палаты представителей VI созыва

— Невозможно все время быть на пике бурной активности. Всегда приходит момент, когда тебя становится много. У меня он тоже был. К счастью, я смогла направить энергию в другие сферы деятельности: преподавательскую, общественную. В статусе депутата я провела три года. Занималась в том числе вопросами авторского права. Сделала все, что было в моих силах, чтобы начал работать закон в области смежных прав. В этом году я избрана председателем авторского совета Национального центра интеллектуальной собственности.
Для меня всегда было важно иметь не просто имя и статус, а те навыки и качества, которые позволяют ощущать себя профессиональной певицей. И до сих пор я расту, развиваюсь и учусь. 
Кстати, никогда не болела звездной болезнью. Не хватало врожденной наглости, уверенности. Внутренняя сила, безусловно, имелась, но все равно нужно было воспитывать себя быть сильной, смелой и напористой.

leonovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter