Показать «Зло» по белорусским каналам предложила режиссер, которая сняла фильм на собственные деньги

Ирина Брель, экономист: «Насилие в доме с прохудившейся крышей»

Показать «Зло» по белорусским каналам предложила режиссер, которая сняла фильм на собственные деньги


Полнометражный художественный фильм «Зло» — это дебютная работа нашего молодого режиссера Ирины БРЕЛЬ. Семейную драму она снимала три года, причем своими силами и без привлечения инвесторов. Как это у нее получилось?

— Еще несколько лет назад и подумать не могла, что моя судьба будет связана с кинематографом, — рассказывает Ирина. — По первому образованию я экономист. Поработав немного по специальности, поняла, что цифры — не мое. Душа хотела творчества. На тот момент я уже вышла замуж, родила ребенка. И вот однажды, прогуливаясь по городу, решила зайти в Белорусскую государственную академию искусств. Там случайно встретила заведующего кафедрой режиссуры кино и телевидения Владимира Павловича Забелло, который и посоветовал мне попробовать свои силы в кино. В то время он как раз набирал двухгодичные курсы повышения квалификации и переподготовки кадров на базе высшего образования. В 2011 году я не без гордости держала в руках еще один диплом — на этот раз с квалификацией «режиссер».

— «Зло» — ваша первая серьезная работа. О чем этот фильм?

— В основе сюжета — трагическая история о женщине, которая переживает насилие в семье. Картина получилась психологической. Она показывает душевные терзания и жизнь сквозь недоверие. Нередко понятия зла и добра путаются, порой бывает сложно их отличить. Посмотрев кино, каждый сам для себя решит: что хорошо, а что плохо.

— Как подбирали актерский состав?

— Прежде чем снимать собственный фильм, мне довелось поработать ассистентом режиссера по актерам в проекте «Украсть Бельмондо», на съемках которого я и нашла исполнителей ролей для своей картины. Приятно, что Иван Трус, Андрей Добровольский и Саша Вергун без раздумий приняли мое предложение.

Исполнительницу главной женской роли пришлось искать довольно долго. По сценарию, она должна была выглядеть на 30 лет или старше. В итоге утвердили Екатерину Ергулевич — тогда еще студентку Академии искусств. Позже о ней заговорили как о перспективной актрисе Могилевского драматического театра. Небольшую роль сыграл и драматург Сергей Анцелевич.

В массовые сцены приглашали друзей и знакомых. Моя семья тоже засветилась — в эпизодах снялись муж, свекор со свекровью и младший сын Мишка, которому на тот момент было всего две недели.

— Кто вместе с вами работал над фильмом?

— Оператор-постановщик Артем Кучинский. Мы нашли друг друга в соцсетях: я хотела снять фильм, а он — сделать дипломную работу. Так решился вопрос с камерой. Артем учился в Академии искусств, а там разрешают выдавать студентам оборудование на руки. Музыку к ленте написала студентка Белорусской государственной академии музыки Анна Амозова. В общей сложности над фильмом вместе с актерским составом работала небольшая команда — человек двадцать. И все практически бесплатно.

— Кто был вашим идейным вдохновителем?

— Неоценимую поддержку мне оказали два человека. Это мой педагог Владимир Павлович Забелло, который выступил редактором фильма. В свое время он благословил дебют моего однокурсника Андрея Мычко «Небо везде одинаковое», который вспыхнул в белорусском кино. Многим помог и народный артист России Александр Панкратов-Черный. Мы с ним познакомились во время съемок «Украсть Бельмондо». Он невероятно интересный человек, который проявил себя не только как актер, но и режиссер. Помню, однажды он сказал: «Сейчас не хватает фильмов, которые снимали в послевоенное время. В тех картинах жила идея, герои были образные, поэтому и люди смотрели их с удовольствием. Надо пытаться воссоздать ту атмосферу, перенести ее в современный мир». До сих пор помню, как он мне это говорил. Для начинающего режиссера очень важно услышать подобные слова. Они колоссально стимулируют.

— А где проходили съемки?

— Основные съемки проходили в полесской деревушке. Найти подходящую для сценария избу оказалось проблемой, пришлось исколесить немало дорог. Нам был нужен жилой дом с прохудившейся крышей, которой требовался ремот. Наконец, нашли. Хозяевами оказались мужчина и женщина. Несмотря на проблемы со здоровьем, они согласились выехать из дома на время съемок. А поскольку в кадре нам были нужны все поры года, супругам пришлось терпеть большие неудобства.

Не обошлось и без казусов. Без котов в деревне — никуда, но на площадке выяснилось, что у актрисы Екатерины Ергулевич аллергия на шерсть. Пришлось ей играть с антигистаминными препаратами в сумочке.

— Вы снимали фильм за собственные деньги. Во сколько он обошелся?

— Примерно в 3 тысячи долларов. Но это неокончательная сумма. Сейчас раскручиваю фильм в Интернете, запускаю рекламу на радио, сюжет на телевидении — как понимаете, небесплатно. Кстати, во время съемок не оставляла свою первую профессию и подрабатывала экономистом. Это давало возможность заниматься любимым делом.

Поднимать картину было очень тяжело. Муж даже пару раз грозился из дома выгнать за то, что весь семейный бюджет спустила на свою мечту (смеется). Понимаете, супруг работает в госструктуре, и деньги с неба не падают. Но как-то справились… Хотя на это ушло много сил и здоровья. Думала, никогда не закончу фильм. Только благодаря поддержке близких и всей нашей творческой команды сумела довести начатое до конца.

— Не возникало идеи поучаствовать в конкурсе Минкультуры на производство фильмов? В случае победы это помогло бы решить вопрос с бюджетом.

— Специалисты, которые отсматривали фильм, сказали то же самое. Кто-то заметил, что шансы получить финансовую поддержку были бы высоки. Но в жизни мне привычнее рассчитывать на себя. Не верю, что какой-то Ире Брель могут дать деньги на создание фильма. У меня нет спонсоров, соответственно, и продвигать тоже некому. Возможно, я ошибаюсь.

— Тем не менее в Минкультуры фильм получил прокатное удостоверение. Бумажная волокита много времени отняла?

— Не сказала бы. Я вообще в ведомство пришла по наитию: не знала, как и что делать. Но меня хорошо приняли и зарегистрировали драму. Потом пошла оформлять документы в УП «Киновидеопрокат». Для этого, правда, пришлось за два дня открыть ИП, поскольку с физлицами они договоры не заключают.

Обнадеживает, что фильм специалистам понравился. На прокат в кинотеатре «Победа» мне дали три дня. Если за это время картину придут посмотреть полторы тысячи человек, ее покажут в других минских залах. Осенью «Зло» увидят жители столичной области. После показов думаю организовать небольшой диалог с публикой — очень хочется узнать, что людям нравится и какие фильмы они предпочли бы посмотреть.

— А как оценили ленту эксперты?

— Действие фильма происходит в деревне, а не в большом городе — Москве или Минске например. Это главный недочет, на который указывают специалисты. Но опять-таки, все упиралось в бюджет. Арендовать здание в столице было не по карману. О других минусах говорить не хочется, так как зрители тут же начнут их выискивать. Мне кажется, смысл не в том, где снимать, а что хочется этим показать.

— Продать «Зло» не пробовали?

— Предложение о сотрудничестве я отправляла на наши белорусские каналы, в Россию, пока жду ответа. Сейчас планирую переговорить с руководством «8 канала». Думаю и о фестивальной судьбе фильма. Уже парочку заявок на конкурсы отправила. После проката, ближе к зиме, собираюсь выложить его в Интернет.

Получить выгоду — не самоцель. Фильм создавался ради людей, а не для того, чтобы положить его на полочку и забыть. Я очень расстроюсь, если на премьеру никто не придет. Это будет катастрофа! Мне очень хочется поделиться с публикой тем, ради чего жила последние три года.

СПРАВКА
Ирина БРЕЛЬ родилась в Минске 5 июля 1983 года. В 2007-м окончила Белорусский аграрный технический университет по специальности «экономика и управление на предприятии». В 2011 году — Белорусскую государственную академию искусств (специальность — «режиссер видеофильма»). Замужем, растит двоих сыновей — Максима и Михаила.

Творческие достижения: лауреат международного фестиваля «Флаэртиана-онлайн 2010» (Пермь), украинского студенческого фестиваля рекламы (Киев), фестиваля молодого кино «Зеленое яблоко» (Новосибирск), международного фестиваля рекламы и маркетинга «Белый квадрат» (Минск), международного фестиваля здорового и позитивного кино (Санкт-Петербург) и др.

Сейчас пишет сценарий к новому фильму. Среди возможных названий — «Сказки для Саши» или «Мечта о Москве».

Елена ПУНТУС, БЕЛТА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter