Интрига президентских выборов в Иране сохраняется

Иран в полушаге от выбора

Уже завтра пройдет первый тур выборов в Иране. Хотя Исламская Республика Иран (ИРИ) государство теократическое, президентские выборы — процедура там действительно демократическая, и исход гонки предсказать довольно сложно. 

Фото kavkaznews.az

Нынешние выборы имеют важную  интригу. Прежде всего, наблюдается некоторая либерализация в избирательной процедуре. В октябре прошлого года Верховный лидер Ирана Али Хаменеи обнародовал общие принципы избирательной кампании. Послание предписывало предоставить кандидатам равный доступ к агитационным ресурсам, в том числе использовать для обеспечения доступности информации интернет. Военным и государственным служащим запрещалось тайно или явно вступать в политический сговор и таким образом влиять на ход избирательной кампании. Духовный лидер призвал обеспечить проведение «чистых» выборов. А в речи 21 марта Хаменеи заявил: «Любой, кто подвергнет сомнению результаты выбора, сделанного народом, будет иметь дело со мной, ведь выборы — источник национальной гордости». Тем самым рахбар хотел уменьшить вмешательство военных в процесс выборов. 

Иранский политический спектр можно разделить на два лагеря — консервативный и умеренный (реформистский). Этот спектр и представлен 6 зарегистрированными кандидатами. Двое сейчас рассматриваются как лидеры президентской гонки: Хасан Роухани, действующий президент, лидер лагеря умеренных, и Эбрахим Раиси — от консерваторов, представляющий Ассоциацию сражающегося духовенства. Раиси пользуется поддержкой армии и клерикальных кругов и принадлежит к высшей шиитской знати (сеид). По некоторым предположениям, Раиси — ставленник высших религиозных и военных кругов, готовящих преемника Верховному лидеру, который, по некоторым данным, уже слаб здоровьем. А для опыта управления будущего лидера нации надо провести через пост президента. У Хасана Роухани таких преимуществ нет. За ним — лишь небольшая часть религиозной элиты, которая настроена на реформы, да горожане. 

Мохаммед-Багер Галибаф, занимающий с 2005 года пост мэра Тегерана, — еще один потенциальный лидер предвыборной кампании. Кандидат был очень популярен среди молодежи. Однако 15 мая Галибаф решил выйти из гонки и снял свою кандидатуру в пользу Раиси. 

Остальные кандидаты не рассматриваются экспертами как потенциальные победители. Это реформисты Эсхак Джахангири и Мостафа Хашемитаба, а также представитель консерваторов Мостафа Мирсалим. Для победы кандидату надо набрать 50% плюс 1 голос. Очевидно, что борьба развернется между Хасаном Роухани и Эбрахимом Раиси, которые, скорее всего, выйдут во второй тур. И шансы победить у обоих равные. 

Следует заметить, западные СМИ комментируют иранские выборы очень живо. The New York Times отмечает, что, хотя ни один президент Ирана никогда не проигрывал в переизбрании на второй срок, делать прогнозы рано. «У 55 миллионов иранцев, имеющих право голоса, в отличие от выборов в других странах Ближнего Востока действительно есть выбор», — пишет издание.

Сами избиратели называют целый ряд проблем, с которыми предстоит разбираться новому президенту, являющемуся еще и главой правительства. Прежде всего, это экономика, которая, по мнению народа, стабилизируется уж очень медленно. Так, за период нахождения у власти Роухани инфляция была снижена до 33,5% (с 40% в 2013 году), а рост экономики сейчас составляет 12,5%. Вторая проблема — безработица. В ИРИ ее уровень достаточно высок: 21,8% у мужчин и 10,4% у женщин; при этом безработица среди молодежи составляет больше 30%. Избиратели указывают еще на один недостаток нынешней ситуации в Иране — депрессия науки и технологий. Большинство средств власти все время вкладывали в ядерную энергетику и сопутствующие ей области знаний, а вот остальные отрасли науки игнорировали. 

И, наконец, дилемма Тегерана: оставаться закрытой от всего мира или продолжать сближение с мировым сообществом. Для Запада Роухани предпочтительней: с ним можно говорить, его знают с 2003 года как основного переговорщика по линии МАГАТЭ. Эксперты отмечают еще одну интересную деталь, появившуюся в последние годы: в Иране резко ухудшился имидж России, а правящие круги совсем не намерены идти на сближение с Кремлем при всем кажущемся единстве позиций по Сирии. Впрочем, как будут развиваться события, мы узнаем не в пятницу, а чуть позже — второй тур выборов назначен на 26 мая.

shavialiou@bsu.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter