Иран: борьба «ястребов» и «голубей» продолжается

Иран: игра продолжается

Борьба «ястребов» и «голубей» в Вашингтоне продолжается. И похоже, политические элиты до сих пор не определились, чего же они хотят на самом деле. Президент Дональд Трамп наблюдает за схваткой этих двух групп, боясь не столько ошибиться, сделав ставку на ту или иную группировку своих приближенных, сколько неправильно просчитать реакцию Тегерана. В Иране тоже ведется бурный спор двух партий — «партии войны» и «партии мира». 

Фото РЕЙТЕР

Попробуем взглянуть на расклад сил в США и Иране. В Вашингтоне «ястребов» представляет Джон Болтон, советник президента по национальной безопасности, наверное, наиболее последовательный критик иранского режима. Некоторые наблюдатели относят к лидерам «партии войны» госсекретаря США Майка Помпео, который в нынешней должности является скорее «голубем», — внешнеполитическое ведомство традиционно пытается любой международный конфликт сглаживать и притуплять, разумеется, в пользу Белого дома. Дональд Трамп, похоже, пока не принял какую-либо сторону и пытается держаться над схваткой. Однако по некоторым сведениям можно предположить, что американский президент больше склоняется к позиции «голубей»: слишком затратной может оказаться война в регионе, коль скоро американцы намеревались оттуда уходить. Вашингтон пока стремится показать желание договориться: «Мы готовы заключить с Ираном соглашение, — заявил на днях Майк Помпео, — если он готов гарантировать, что там не будут развиваться возможности производить атомное оружие». 

В Иране «партия войны» гораздо сильнее. Ее позиции традиционно крепки среди властной элиты — улемов и вездесущего Корпуса стражей исламской революции (КСИР), являющегося не столько военным подразделением, сколько бизнес-структурой. Интересы религиозных кругов и высокопоставленных военных будут ущемлены при любом раскладе — и в случае военного сценария, и в случае реализации медленной экономической блокады: много денег в последнее время было затрачено на два самых важных иранских предприятия — ядерную программу и обеспечение иранских интересов в Сирии. 

К «партии мира» в Иране принадлежат дипломаты и часть политической элиты, настроенной на общение с Западом (основной выразитель идей этой «партии» сейчас — глава МИД Мохаммад Джавад Зариф). Но, как представляется, такая группа в правящих кругах не слишком многочисленна и влиятельна, поэтому Иран пока больше настроен на войну, нежели его основной враг — США. 

Однако борьба между двумя внешнеполитическими группами и в Вашингтоне, и в Тегеране может продолжаться довольно долго. Именно поэтому в обозримом будущем мы станем свидетелями любопытной игры в регионе. Иран будет пытаться играть на противоречиях между остальными глобальными игроками. Основные игроки, на которых может поставить Иран, — это Россия и Китай. 

И Москве, и Тегерану сближение в настоящий момент тактически выгодно: Россия сможет добиться уступок США по остальным актуальным для нее вопросам (Сирия, Украина), а Иран выбьет себе дополнительные очки в переговорах с американскими представителями. В этих условиях КНР заняла позицию «активного наблюдателя», который якобы держит нейтралитет, однако действует в положенный для него час. По оценкам некоторых наблюдателей, Иран будет добиваться от Москвы и Пекина поддержки в ядерных разработках, в том числе доставки урана, запрещенного почти не работающим Совместным всеобъемлющим планом действий. Тегеран будет стремиться к компенсации экономических потерь от американских санкций, предлагая КНР и Турции нефть в обход действующих санкций США. Ирану крайне необходима сейчас поддержка дипломатическая, в том числе и опосредованная — в случае, когда обсуждаться будут вопросы, напрямую не связанные с Ираном, но включенные в список иранских интересов, скажем, вопросы, связанные с Палестиной. Не исключено, что Иран потребует от своих партнеров военной поддержки, например поставок оружия или даже посылки военного контингента. Но готовы ли пойти на такие уступки в Пекине, Москве, Анкаре или в европейских столицах? Едва ли.

shavialiou@bsu.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter