Судан разрывает дипотношения с Ираном

Иран и Саудовская Аравия начали дипломатическую войну

В первые дни нового года, когда весь христианский мир еще или уже пребывал в праздничном покое, на Ближнем Востоке рвануло с новой силой. Все началось с того, что МВД Саудовской Аравии объявило об исполнении смертного приговора в отношении 47 человек, осужденных за терроризм. В том числе и шиитского проповедника, казнь которого всколыхнула страны «шиитской оси», главной среди которых является Иран. 3 января иранские протестующие напали на посольство Саудовской Аравии в Тегеране. После чего глава МИД Саудовской Аравии Адель аль–Джубейр заявил, что королевство разрывает дипломатические отношения с Ираном. Вслед за Саудовской Аравией о разрыве дипломатических отношений с Ираном объявил Бахрейн. Между тем Россия готова стать посредником в урегулировании конфликта между Тегераном и Эр–Риядом. В Москве оценили ситуацию как «очень серьезную» и считают, что этот конфликт «будет иметь широкий мировой резонанс».


Казнь фанатичного, если судить по кадрам видеороликов, шиитского клирика является не началом, а скорее промежуточным итогом большого противостояния в регионе. Оба государства — главные соперники, борющиеся за влияние на Ближнем Востоке.

Вот уже больше года идет война в Йемене, которую ведут не только местные группировки, но и опосредованно шиитский Иран с «суннитским блоком» во главе с Саудовской Аравией. Аравийские монархии начали военную операцию против шиитских мятежников в Йемене (хуситов), поддерживаемых Ираном, еще в марте 2015 года. И до сих пор не смогли там ничего добиться... И кто знает, может быть, именно демонстративная казнь шиитского проповедника сыграет роль фитиля, способного поджечь большую религиозную войну между суннитами и шиитами. Аналитики уже всерьез говорят о том, что в XXI веке Ближний Восток возвращается в Средневековье, когда основным фактором войн была религия, а не захват территорий.

Действительно, противостояние между шиитами и суннитами нельзя сбрасывать со счетов, анализируя причины дестабилизации этого региона. Как говорится, фанатизм — страшная сила, и благодаря современным коммуникациям мы можем наблюдать этот средневековый фанатизм воочию. Но! Раскол в исламе возник почти четырнадцать веков назад, сразу же после смерти пророка Мухаммеда. В истории были и периоды стабильности, когда шииты и сунниты мирно уживались друг с другом, и периодические конфликты. Сейчас мы как раз наблюдаем очередной всплеск напряженности. Но является ли это противостояние в чистом виде религиозной войной?

Скорее, последние события вписываются в давнее противостояние между Ираном и Саудовской Аравией за господство в регионе. Тегеран и Эр–Рияд находятся по разные стороны баррикад в двух самых кровопролитных конфликтах, которые объясняются скорее геополитическим соперничеством, нежели религиозным.

Во–первых, это, как было уже сказано, война в Йемене, затяжной характер которой можно объяснить разными причинами, но не в последнюю очередь — стратегическим положением, географией и геополитикой Йемена. Еще более убедительный пример геополитического противостояния — в Сирии, где шиитский Иран поддерживает режим Башара Асада, а суннитская Саудовская Аравия выступает на стороне противников сирийского лидера. И вряд ли эти симпатии объясняются только религией.

В ходе всех этих конфликтов арабский военный альянс находится в шаге войны с иранским блоком. Кстати, разрыв дипотношений обычно является прелюдией к такому ходу событий. Хотя ответ Ирана на решение Саудовской Аравии разорвать дипотношения, скорее всего, будет заключаться в экономических, а не силовых мерах. И все же этот конфликт сильно напряг весь мир. Ведь за его участниками маячат еще более мощные геополитические силы, тоже стоящие по разные стороны баррикад.

Со стратегической точки зрения проиранскую шиитскую ось поддерживают в первую очередь Россия, возможно, Китай и враждебно настроенные к Америке страны. Запад же, следуя логике «холодной войны», в ответ поддерживает суннитскую ось, которая направлена против Сирии, ее иранских союзников. К сожалению, эти клише из прошлого мешают увидеть опасность средневекового обскурантизма с любой стороны.

И кстати, что касается политического термина «шиитская ось», то вовсе не Ирану принадлежит пальма первенства в ее создании. Главные усилия по свержению в 2003 году режима Саддама Хусейна и его Партии арабского социалистического возрождения были предприняты США и их союзниками. После падения Саддама и других авторитарных лидеров начался демонтаж светских режимов. В Ираке к власти пришли шииты, которые сближаются с единоверцами на иных территориях. В других странах еще хуже. Там в результате «арабской весны» на смену светским режимам пришли радикальные и фанатичные лидеры, вступившие в войну всех против всех.

Сегодня они уничтожают иноверцев на своих территориях. А завтра приступят к джихаду на чужих.

romanova@sb.by

Фото Flickr

Советская Белоруссия № 1 (24883). Вторник, 5 января 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter