— Виктор Михайлович, когда вы поняли, что непременно свяжете свою жизнь с музыкой?
— Мне кажется, это понимание было всегда. Я родился в Закарпатье. Это, пожалуй, самое красивое и музыкальное место в Украине. Там все поют, на чем-то играют... И в такой атмосфере сложно не жить музыкой, которой там занимаются для души. Это как приставка к основной профессии. Так было у всех моих родственников. Все пели, выступали в самодеятельных коллективах, но профессиональных музыкантов среди них не было. Мне же хотелось большего.
Окончил музыкальное училище в Ужгороде, затем поступил во Львовскую государственную консерваторию имени Николая Лысенко. Это была одна из лучших консерваторий на постсоветском пространстве — ее основоположником являлся сын Моцарта Ксавер. За четыре года я окончил пятигодичный курс симфонического дирижирования, выиграл в Киеве Международный конкурс дирижеров имени Степана Турчака, и меня пригласили в лучший в стране Национальный заслуженный академический симфонический оркестр Украины. Так и начался мой путь.
— В Большой театр Беларуси вас позвали в 2007 году. На тот момент у вас была стабильная работа в Украине, дом, семья... Перемены не страшили?
— Я легок на подъем! Жизнь артиста кочевая. Ты мало времени проводишь на одном месте. Даже работая в Минске, я постоянно нахожусь в разъездах. Но динамика — очень важная штука. Она дает возможность человеку не останавливаться, а, набираясь новых впечатлений, двигаться вперед и развиваться.
— В Украине часто бываете?
— Достаточно часто. И каждый раз отмечаю позитивные изменения, которые там происходят. Сейчас находимся в преддверии президент-ских выборов. Независимо от того, кого выберут, курс будет один — на суверенитет и европейские ценности. Некоторые говорят: “В Украине вакханалия — более 40 претендентов на пост президента!” Но никто не объясняет, почему так. Это генеральная репетиция парламентских выборов. У нас президент имеет все меньше и меньше полномочий. Главное — парламент. В Украине не такая сильная государственная система, в отличие от Беларуси. Но у нас очень сильное гражданское общество. Люди объединяются, пытаются сами решать злободневные вопросы. С одной стороны, это порождает беспредел, но с другой — не дает чиновникам и руководителям быть бесконтрольными. Власть должна слушать народ. Главная ценность у нас — человек. Чиновник понимает — завтра его могут “выбросить в мусорный бак”. Обсуждение политики идет всегда и везде — в транспорте, на остановках, в магазинах. Такое ощущение, что кругом идет телевизионное шоу. Люди участвуют в процессе. И это наш уникальный украинский путь.
— Вы очень тепло говорите об Украине. Но и в Беларуси вы уже 12 лет. Можно сказать, что она стала для вас вторым домом?
— Да, безусловно! Белорусы очень добрые, умные, порядочные люди. Вы не представляете, на что способны — в вас скрыта мощная энергетика. Но очень много ярлыков навешано на белорусский народ. Этот налет нужно снимать. Вот говорят, что белорусы “памяркоўныя”. Неправда. Одни “памяркоўныя” — другие темпераментные. Здесь ведь переплетены разные национальности: евреи, поляки, литовцы... Беларусь — край, который пока дремлет, аккумулируя энергию перед большим прыжком. Я чувствую это. Страна развивается семимильными шагами. Посмотрите хотя бы на Большой театр, который за последние годы преобразился невероятно. Он стал настоящей жемчужиной Беларуси, храмом искусства, уверенно показывающим обществу путь к созиданию и развитию.
— Вы выступаете в качестве приглашенного дирижера с оркестрами разных стран. И, честно, я не представляю, как, выйдя первый раз к десяткам артистов, суметь завоевать их авторитет и вести за собой. Как это удается вам?
— Это моя профессия. Ее можно сравнить с управлением самолетом. Нам кажется, это нереально. Но пилоты водят их, и им несложно. Меня часто спрашивают журналисты: “Тяжело было поставить спектакль?” Да, тяжело, семь потов с нас сходит, пока на сцене родится готовый продукт. Но глупо говорить о сложностях. Хочется говорить о приятном, позитивном, радостном... Именно такие эмоции должно вызывать искусство. А если тебе тяжело, может, тогда просто не стоит им заниматься?!
— Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать дирижер? И видите ли вы их у всех представителей данной профессии?
— Римский-Корсаков говорил: “Дирижирование — дело темное”. Эта профессия связана с какой-то волшебной магией. Тут важно понимать психологию людей, чувствовать музыкантов, заглядывать им в душу. Многое решается на подсознательном уровне. Далеко не у всех это получается. В наше время в этой профессии много случайных людей. И это приносит громадный вред делу.
— И почему так происходит?
— В мире стало слишком много информации. Человеческий мозг с ней не справляется. Раньше у человека было пространство, чтобы жить, творить, создавать, думать... Информация для меня должна быть дозированной. Поэтому на 2—3 часа в день я выключаю телефон, особенно перед дирижированием. Негативная информация может испортить настроение, а настроение мне нужно для работы.
— Современный зритель любит, чтобы его удивляли. Как вам кажется, уместны ли в классическом театре дерзкие, экстравагантные эксперименты?
— Уместны. Главное — не переступать линию. Эксперименты ради серьезного творческого замысла оправданы. Эффект ради эффекта — нет. Мы должны зрителя “поднимать к небу”. Если какой-то спектакль не продается, это не значит, что мы должны его снять. Есть такие произведения, например, “Хованщина” Мусоргского, которые обязательно должны присутствовать в репертуаре театра. Они в первую очередь очищают тех людей, которые на сцене. А когда на сцене люди, которые очистились, прикоснувшись к чему-то высокому, тогда они направляют в зал правильный месседж.
— В Большом театре Беларуси аншлаги наблюдаются часто. Довольны ли вы нашей публикой?
— Сам приход человека в театр — уже хорошо. Он купил билет, вышел из офиса или с завода, пришел в красивое здание. Он уже сделал большой шаг для себя. А если он еще смотрит и слушает какой-то хороший спектакль, это еще выше поднимает его сознание и его просветительский уровень. Публика в Беларуси разная, как и в любой стране. Но когда ты даешь качественный продукт, она реагирует мгновенно. И реагирует позитивно.
— Виктор Михайлович, на работе вас постоянно окружает музыка. А дома? Есть ли какие-нибудь еще увлечения?
— Для меня самое большое хобби — общение. Страшно люблю разговаривать с людьми. Особенно, незнакомыми. Когда ты человека не знаешь, тебе от него ничего не надо и он от тебя ничего не ждет. Вы просто общаетесь. На улице, в самолете, поезде, такси...
— Вы дирижируете, ваша жена поет в театре. Наверное, многие думали, что и дочь пойдет по вашим музыкальным стопам...
— Мы и сами так думали. Был бы счастлив, если бы у меня была возможность дирижировать вместе с дочкой, видеть ее на сцене. Но Кристина сбежала с фортепиано, хора, балета еще на начальных этапах... У нее другой путь. Сейчас ей 22 года, учится в экономическом университете в Осло. Невозможно описать чувства к своему ребенку. Это твоя кровь, плоть, твои мысли и желания. Кристина сильная, организованная, артистичная. Мы очень гордимся ею и любим ее.
mila@sb.by