Поднимется ли новая волна глобального кризиса

Инвесторы в размышлении

Глубокий экономический спад 2008 года, который последовал за крахом крупнейшего финансового гиганта Lehman Brothers и ипотечным обвалом в США в целом, сейчас отзывается эхом. Замедление экономического роста, падающие цены на сырье и низкая инфляция в глобальном масштабе — те самые маячки, которые могут свидетельствовать о начале новой волны кризиса?



Гендиректор Комиссии по регулированию банковской деятельности Китая Мин Ляо на Всемирном экономическом форуме в Абу-Даби высказался однозначно: проблемы, сопутствующие финансовому кризису 2008 года, остались нерешенными. В условиях низких ключевых банковских ставок на Западе важные структурные реформы в ряде стран были отложены. Мир в ближайшие пять лет может столкнуться с новым финансовым кризисом. 

Экономист и политолог Михаил Делягин считает, что причины надо искать еще раньше:

— Мир балансирует на грани глобальной депрессии с 2000 года. 2008 год, по сути, был обострением.

Сценарий экономической депрессии давно изучен. Кризис 2008 года привел к тому, что банки начали снижать учетные ставки — кредиты нужны как топливо для разгона экономики. Инвесторы принялись кредитовать развивающиеся рынки, в частности Китай. В Международном валютном фонде этот процесс описали так: дешевые деньги, предназначенные для спасения развитых экономик, хлынули на развивающиеся рынки, раздувая пузыри активов и поощряя компании и правительства воспользоваться низкой стоимостью кредитов. Долговая нагрузка в итоге усилилась в разы. К слову, последний раз Федеральная резервная система США повышала учетную ставку в 2006 году, то есть до кризиса, который заставил потом понизить ее почти до нуля. В этом году впервые с 2007 года во всех развитых странах экономика показала небольшой рост. Кредиторы и заемщики понимают, что у легких денег ограниченный срок действия. Может случиться другая крайность — перепроизводство. Такие примеры уже есть. 

В 2010—2013 годах в Китае было произведено цемента больше, чем в США за весь XX век.

На фоне этих ожиданий кредиторы потеряли интерес к еще недавно столь привлекательным развивающимся рынкам. Инвесторы не хотят рисковать и выводят оттуда деньги. Наиболее уязвимыми выглядят рынки Азии: в июне этого года инвесторы только за неделю вывели сразу 7,9 миллиарда долларов. Разумеется, в таких условиях компаниям становится сложнее обслуживать свои долги и финансировать крупные проекты. В итоге замедляется вся мировая экономика. 

Главной причиной экономического срыва в ближайшие пять лет может стать спад в Китае, поясняет Михаил Делягин:

— К краху может привести замедление экономического роста Китая до четырех процентов. В истории КНР, как и в истории любого другого государства, есть своя цикличность. Очередной цикл в Поднебесной заканчивается как раз в 2017—2020 годах. В частности, завершается долгосрочная программа социально-экономического развития страны. Что же касается низких цен на сырье, то они, скорее, поддерживают мировую экономику. 

Аналитики крупнейшего инвестиционного банка Goldman Sachs уверены, что кризис завершится, когда участники развивающихся рынков потратят все избыточные кредиты и начнут нести убытки. 

Судя по прогнозам, следующий год пройдет еще без резких финансовых потрясений. 

В России, состояние экономики которой для нас словно лакмусовая бумага, сохранится стабильность. У нашего основного партнера будут наблюдаться экономический спад и дефицит бюджета, однако большие запасы ранее накопленного “жирка” помогут оставаться на плаву.

В следующем году у нас ожидается рост ВВП на уровне 

0,3 процента, говорит заместитель министра экономики Александр Заборовский. Старший экономист Всемирного банка Руслан Пионткивский придерживается такой позиции:

— К концу этого года снижение ВВП достигнет 3,5 процента. В следующем году падение продолжится, но более мягкими темпами — на 0,5 процента. Одних кризис ведет к банкротству, других — к новым возможностям и прибыли. Так или иначе кто-то всегда остается в выигрыше. В их числе могут оказаться Беларусь и Россия, считает Михаил Делягин. Правда, при одном условии. Выжить в период глобальной экономической депрессии помогут модернизация производства и внедрение новых технологий. Резервы для этого есть. Главное, эффективно их использовать.

sydas@sb.by



Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter