Инвесторы должны оценить

Инвестиции. Это слово звучит актуально всегда...

Инвестиции. Это слово звучит актуально всегда. Сегодня — особенно. Очевидно, что решающую роль в преодолении известных проблем в экономике играют деньги. Если не считать кредиты, то основных источников два — выручка от экспорта и капитал, вложенный в создание новых и развитие существующих производств. Изданный Президентом Декрет № 4 открывает дополнительные возможности для желающих инвестировать в Беларусь.


В официальном комментарии пресс–службы Президента отмечается: «Документ позволит предоставить инвесторам дополнительные льготы и преференции и увеличить приток капитала в экономику».


Важное новшество — при реализации инвестпроектов разрешается использовать проектную документацию, разработанную за рубежом. Это поможет бизнесу значительно сэкономить время.


Помимо этого, инвесторы получают целый пакет финансовых преференций. В частности, льготу по налогу на добавленную стоимость при создании нового объекта. Они также освобождаются от земельного налога и арендной платы (за земельные участки, которые находятся в госсобственности) на время проектирования и строительства.


В официальном комментарии уточняется, что раньше подобные льготы были индивидуальными. Они предоставлялись указами каждому инвестору в отдельности. Сейчас пакет преференций распространяется на всех.


А как оценивают Декрет № 4 эксперты?


Заместитель председателя Белорусской научно–промышленной ассоциации по вопросам инвестиционной политики и проблемам модернизации экономики Георгий Гриц отмечает, что «документ облегчит реализацию инвестиционных проектов и, безусловно, поспособствует привлечению в Беларусь дополнительных средств». Собеседник напоминает, что платежный баланс страны зависит не только от показателей внешней торговли, но и от притока иностранных инвестиций. Чем больше капитала поступает и остается в стране, тем лучше состояние экономики.


Однако пока, и это констатирует Правительство, ситуация с иностранными инвестициями не выглядит радужной. В чем причины? По словам Георгия Грица, у проблемы есть два аспекта: «Первый путь привлечения прямых иностранных инвестиций — это приватизация работающих предприятий. Здесь, к сожалению, существуют препятствия оценочного плана. До сих пор наши чиновники не определились, чем руководствоваться при продаже заводов: внутренней, балансовой стоимостью или рыночной ценой».


«Второй аспект — это инвестиции «гринфилд», то есть создание инвесторами новых предприятий с нуля. Для этого в Беларуси, на мой взгляд, созданы очень хорошие условия», — считает Георгий Гриц. По его словам, даже до принятия Декрета № 4 наша страна выглядела более привлекательной для строительства новых производств, чем соседи. «Действительно, инвесторам у нас предоставляются очень существенные льготы и преференции, — подчеркивает эксперт. — Почему при этом мы не наблюдаем притока капитала? Видимо, проблема здесь лежит не в экономической, а в политической плоскости, пресловутых двойных стандартах». Собеседник отмечает, что в частных разговорах представители иностранных компаний ссылаются на рекомендации своих чиновников «обходить» Беларусь. «Это можно объяснить только политической конъюнктурой, — рассуждает Георгий Гриц. — Однако конъюнктура часто меняется. И те нормативные документы, которые принимаются сегодня, создают хороший задел на будущее».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter