Источник: Союзное вече
Союзное вече

О перспективах сотрудничества Беларуси и России в производственной, энергетической и транспортной сферах

Инвесторов под защиту, льготы для бизнеса

Члены Российско-белорусского экспертного клуба при газете «Союзное вече» рассказали о перспективах сотрудничества двух стран в производственной, энергетической и транспортной сферах.

Коворкинг, хай-тек, акселератор… Облако тегов – любимое место для селфи будущих инноваторов-стартаперов в минском Парке высоких технологий.
белта
 

Александр Саулин, профессор кафедры мировой экономики и международных экономических отношений Санкт-Петербургского государственного экономического университета:

– Наши страны стали так связаны, что каждый процент падения ВВП России автоматически приводит к снижению роста тех же показателей в Беларуси на 0,63 процента. Обе страны заинтересованы в стимулировании развития промышленности. Республика намерена восстанавливать общие технологические и кооперационные связи с предприятиями России и других стран ЕАЭС – в энергетике, нефтепереработке, АПК и пищевой промышленности, машиностроении.

В Беларуси 5 миллиардов долларов накопленных российских инвестиций, более двух тысяч предприятий с российским капиталом, около 40 совместных ИT-компаний. Всего кооперацией охвачено более восьми тысяч предприятий России и Беларуси.

Происходит обеспечение импортозамещения российской экономики и ее диверсификации на основе расширения импорта товаров из Беларуси и совместного производства изделий.

Виден эффект от долгосрочного тесного взаимодействия предприятий ВПК. Поставки из Беларуси занимают 15 процентов в оборонном заказе России, в том числе это авианавигационные приборы, средства спутниковой и космической связи. Это серьезное подспорье для обеспечения политической и военной безопасности в рамках ОДКБ и Союзного государства.


ЧТО ЕЩЕ НУЖНО СДЕЛАТЬ

1. Выровнять условия хозяйствования. Это касается налоговых ставок, кредитной политики, защиты прав инвесторов и промышленной собственности, условий регистрации предприятий и надзора за их деятельностью.

2. Предоставить льготные условия в общих инвестиционных проектах и для совместных предприятий.

3. Расширить промышленную кооперацию между компаниями двух стран, уточнив информационную базу по специализации предприятий, проанализировав модель межотраслевого баланса Союзного государства.

4. Реализовать потенциал свободных экономических зон Бреста, Минска, Гродно, Витебска, Могилева, Гомеля. Зеркально развивать особые экономические зоны в РФ.

5. Использовать активнее все механизмы экономической интеграции, заложенные в Евразийском союзе, особенно в области инновационного развития.

6. Создать собственное рейтинговое агентство совместно с ЕАЭС и ШОС для нивелирования рисков занижения страновых финансовых рейтингов со стороны зарубежных агентств.

С ВЕТЕРКОМ ЧЕРЕЗ ЕВРАЗИЮ

Николай Межевич, доктор экономических наук, президент Российской ассоциации прибалтийских исследований:

– Российская Федерация и Республика Беларусь работают и будут работать вместе с Китаем по проекту «Один пояс, один путь» (One Belt, One Road – OBOR). Однако пока это только проект, и есть возможность определить, как скоординировать транспортную политику России и Беларуси.

Порты Санкт-Петербурга, Ленинградской области не столько транспортные конкуренты Минску и Бресту, сколько взаимодействующие логистические узлы. Китай выстраивает проект с многократным запасом прочности – и один транспортно-логистический узел будет дополнять другой.

Скорее всего, руководителей и транспортников Союзного государства, китайских политиков и инвесторов устроит компромиссное сочетание возможностей Минска и Усть-Луги, Бреста и Санкт-Петербурга. Вот только роль Клайпеды и Риги в этом случае будет существенно иной.

Все это часть общего комплекса евразийской интеграции, проекта создания огромного объединенного пространства, центром которого является ЕАЭС, а одним из важнейших участников – Китай.

ОПЕРАЦИЯ «ИНТЕГРАЦИЯ»

Игорь Юшков, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве России:

– Многие объекты неф-тегазового комплекса, электроэнергетики и инфраструктуры в России и Беларуси были созданы в советское время как элементы единой системы. Их работа в одной цепочке позволяет получить высокие экономические показатели.

Активное взаимодействие между Россией и Беларусью происходит в нефтяной сфере. Российские компании – главные поставщики на белорусские нефтеперерабатывающие заводы. Республика традиционно импортирует из России порядка двадцати миллионов тонн сырой нефти в год. Еще около тридцати миллионов тонн проходит транзитом в Европу.

В газовой сфере между Беларусью и Россией сохраняется высокий уровень интеграции. Газопровод «Ямал – Европа», проходящий по белорусской территории, остается одним из главных маршрутов доставки российского газа на европейский рынок. Его годовая загрузка в последние годы зачастую оказывается либо близка к проектной мощности, либо выше ее.

В прошлом году продолжилось взаимодействие Беларуси и России в сфере электроэнергетики. Россия нарастила поставки энергии по сравнению с 2015 годом. Продолжается активное строительство первой в республике АЭС. «Росатом» отгрузил новый корпус реактора. Строительство станции идет по графику.

Подготовил Николай АЛЕКСЕЕВ
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter