Инвестор в помощь

Академия управления выпустила первых специалистов по ГЧП

Магистранты Академии управления знают, как объединить усилия государства и бизнеса

В последнее время мы все чаще говорим о том, что за государственно-частным партнерством (ГЧП) — будущее. Да, государство в состоянии реализовать многие дорогостоящие проекты, но зачем, если можно задействовать финансовые средства отечественного бизнеса или инвестора из-за рубежа? Такое сотрудничество, и это подтверждает опыт других стран, позволяет вполне успешно решать целый ряд социально и экономически значимых вопросов. О необходимости поиска новых механизмов взаимодействия государства и бизнеса говорил глава нашего государства в Послании к белорусскому народу в 2010 году, следующее обращение содержало четко сформулированную задачу: проработать правовые механизмы такого партнерства. Но создать новую модель взаимодействия государства и бизнеса — полдела. Нужно воспитать тех, кто сможет реализовать эту задачу на практике. И первый выпуск таких специалистов состоялся совсем недавно, рассказала «Р» заведующая кафедрой экономической теории Академии управления при Президенте Беларуси Ирина НОВИКОВА (на снимке):

— До сих пор такого рода специалистов у нас никто не готовил. Были лишь те, кто проходил стажировки за рубежом, учился в России. В связи с принятием Директивы № 4 мы в Академии управления сделали ставку на подготовку специалистов в области ГЧП, открыв практико-ориентированную магистратуру «Управление инвестиционными проектами в государственно-частном партнерстве».

Когда набирали курс, перед нами встал вопрос: кто будут наши слушатели? Только ли экономисты и управленцы? Мы пошли другим путем, подумав о том, что модель государственно-частного партнерства гораздо шире и многозначнее, ведь она применима практически во всех сферах: и в здравоохранении, и в энергетике, и в жилищном строительстве, и даже в госуправлении. Нынешние наши выпускники учились заочно, поэтому все эти люди — практики, которые трудятся в различных сферах — от инновационной до ЖКХ и энергетики. Среди них и представители бизнеса. Теперь они точно понимают, чего ожидать от ГЧП, в чем его преимущества для бизнеса и государства, для граждан.

— С какими сложностями вы столкнулись, создавая новую магистратуру? Помимо того, что отсутствовала методическая литература, необходимо было пригласить или подготовить преподавателей?

— Сложностей, с которыми нам довелось столкнуться, было немало. В первую очередь это пока еще отсутствие законодательства в сфере ГЧП. Проект закона был разработан в 2011 году, в его обсуждении принимала участие общественность. Затем документ, поскольку речь идет о возможности привлечения зарубежных инвестиций, успешно прошел международную экспертизу. Сейчас мы ожидаем принятия этого закона. Но нам также очень повезло, поскольку мы обладаем собственными наработками в сфере государственно-частного партнерства. Это благодаря тому, что еще в 2009 году Государственным комитетом по науке и технологиям во главе с Игорем Войтовым нам было предложено провести научную работу по взаимодействию государства и бизнеса в инновационной сфере.

— Сегодня можно услышать мнение, что большой необходимости в законе о государственно-частном партнерстве нет и его с успехом могут заменить другие документы. Например, в сфере строительства инфраструктурных объектов — Инвестиционный кодекс…

— Государственно-частное партнерство нельзя сводить только к сфере строительства. Это любое направление бизнеса, где раньше работало только государство. В конце 90-х годов прошлого века мне довелось изучать опыт государственно-частного партнерства, будучи на стажировке в США. Кстати, там благодаря реализации инфраструктурных проектов на основе ГЧП в 1996 году первый раз получили профицит государственного бюджета, хотя в первой половине 90-х годов у них был дефицит.

Рассмотрим ситуацию на примере Беларуси. Скажем, у нас есть исполкомы, которые наделены рядом функций по обслуживанию определенных территорий. На эти цели им выделяются деньги из бюджета, которых, как правило, недостаточно. В США в таких случаях говорят: «Ищи того, кто может выполнить работу за эти деньги». И они выставляют эту функцию на тендер.

— Не все примеры ГЧП, которые мы сегодня наблюдаем, положительные. Некоторые из них связаны с громкими коррупционными скандалами…

— Конечно, это опасение не беспочвенно. Но, чтобы предупредить такую возможность, достаточно ввести жесткие нормативы, по которым вы можете отследить, как были истрачены деньги. Не выполнил обязательства, украл государственные деньги — неси уголовную ответственность, плати штраф. Да, модель ГЧП в сфере ЖКХ, которую мы наблюдаем на примере России, получилась не самая удачная. Но ларчик открывается просто: они запустили эту модель без нормативов, без стандартов, регламентов и других механизмов, позволяющих отследить выполнение работ частными структурами. Именно они — нормативы, стандарты и т.п. — позволяют создать условия для препятствования коррупции.

Вместе с тем система государственно-частного партнерства себя оправдала, весь мир идет этим путем. Пускай она не всегда дает мгновенные и масштабные результаты, но все же они есть. В Германии, например, от ГЧП ожидали экономии бюджетных средств до 30 процентов, а получили только 10. Но и это немалая цифра!

В 1997 году закон о государственно-частном инвестировании был принят в Южной Корее, в 2000-х годах закон о государственно-частном партнерстве появился в ЕС. А в 2010-м аналогичный документ приняла наша соседка Украина. Россия готовится принять его в этом году. Но там регионы обладают законодательной властью, и каждый может принимать нормативные документы, регулирующие этот формат взаимодействия. Поэтому там по формуле ГЧП с 2000 года развивается вся инновационная сфера. Мы интегрируемся с Россией, а значит, и нам нужно двигаться в этом направлении.

— Выпускники практико-ориентированной магистратуры, готовя диссертации, получили задачу выйти на реальные проекты, которые впоследствии могли бы быть реализованы на практике. Как они справились, ведь законодательная база в стадии разработки, а значит, и работающей бизнес-модели еще нет?

— Да, в этом была определенная сложность. С другой стороны, ведь инвестиционные проекты сегодня реализуются во всех отраслях экономики. А значит, можно было взять такой проект и превратить его из чисто государственного в бизнес-модель государственно-частного партнерства. И наши магистранты справились. Могу отметить Петрушкину Светлану Ивановну из «Белэнерго». Она подготовила два блестящих проекта, которые доказывают эффективность привлечения частного бизнеса.

— Ирина Васильевна, нынешний выпуск магистратуры Академии управления — это специалисты-практики, которые завтра готовы трудиться в различных отраслях экономики страны, реализуя то, чему их научили. Можно сказать, что за практико-ориентированной магистратурой будущее?

— Мы опоздали с этой формой лет на 10. Когда мы стали развивать магистерскую подготовку, мы почему-то сконцентрировались только на теоретическом направлении. Западные вузы имеют две ветки: выпускают магистрантов с академической подготовкой, которые потом будут работать в сфере науки, но осуществляют и подготовку бизнесменов-практиков. Когда мы отсекли вторую ветку, мы потеряли специалистов, которые бы, работая в реальном и финансовом секторах, получали более современные знания. Насколько в Беларуси востребовано это направление, судите сами: все наши слушатели учились за свои деньги и трудоустроены по специальности.

Фото: Валерий ХАРЧЕНКО

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter