Инвестор с портфелем

Каким пряником нужно привлекать инвесторов и как грамотно распорядиться этими ресурсами?
Привлечение инвестиций в реальный сектор экономики Правительство определило как один из приоритетов стратегии на будущую пятилетку. Наверняка эта тема мощно прозвучит и на Всебелорусском народном собрании. 

Ведь инвестиции — это не просто финансовая подпитка тех или иных предприятий. Это прежде всего модернизация всей экономики, приход новых технологий производства, современного менеджмента. Это и новые рабочие места, и современное оборудование, и эффективный экспорт. Но вот вопрос: почему одни охотно вкладывают свои капиталы в Беларуси, а другие пока осторожничают и выжидают? 

Каким пряником нужно привлекать инвесторов и как грамотно распорядиться этими ресурсами? 



Капиталу нужны гарантии

Антон Болточко, эксперт Либерального клуба

Сегодня нашей стране жизненно необходимо увеличить объем валютных поступлений. 

В ближайшей перспективе нас ожидают весомые выплаты по обязательствам перед иностранными контрагентами. А доходы от экспортных сделок сократились. Брать новые кредиты на государственном уровне — еще больше загонять страну в долговую яму. Остается два источника валюты: внутренние ресурсы бизнеса и населения или привлечение иностранных инвестиций. Даже если у инвестора не получится реализовать свой проект и предприятие будет закрыто (признано банкротом), то положительный эффект все равно очевиден: работники, получившие бесценный опыт работы на современном оборудовании и по новым технологиям, останутся в стране. В этом случае показателен пример Сингапура. Вот что вспоминал первый премьер-министр страны Ли Куан Ю: “Сотрудники Управления экономического развития несколько лет убеждали немецкую компанию по производству фотоаппаратов Rollei переместить свое производство в Сингапур... Наконец это удалось сделать... 11 лет спустя фирма обанкротилась... Управлению экономического развития пришлось нелегко, объясняя инвесторам, что неудача была вызвана изменениями на рынке и в технологии. Единственным утешением было то, что 14 тысяч рабочих, получивших подготовку в области точной механики, стали кадровым фундаментом для организации промышленности по производству компьютерных дисководов, которая переместилась в Сингапур в 1970-х годах”.

Вопрос, как привлечь инвестиции, постоянно звучит в повестке дня. Однако простого ответа на него не существует. Снятие ЕС санкций с Беларуси, а также активизация на этом фоне встреч на высшем должностном уровне с руководителями различных международных организаций однозначно повышают привлекательность нашей страны в глазах инвестора. Поэтому обязательным условием для дальнейшей работы с зарубежными инвестициями является закрепление за Беларусью статуса мирной площадки в условиях геополитической напряженности в регионе. Налаживание дипломатических отношений по принципу “сосед ближе родственника” должно касаться не только традиционных партнеров по ЕАЭС и СНГ, но и учитывать интересы стран — соседок из ЕС. Пока наш МИД с этой задачей успешно справляется.

Однако инвестору важен не только внешнеполитический фон, но и экономическая составляющая. Что необходимо, на мой взгляд, сделать.

Во-первых, ставка на приватизацию каких-либо объектов в стране, как это было в начале 1990-х, уже не сработает. Большой износ основных средств, наличие убытков, выпуск неконкурентоспособной продукции вряд ли кого-то привлекут. Однако не стоит сразу же отсекать этот вариант. После небольшого аудита можно выделить целый ряд предприятий, которые могут быть выставлены на продажу стратегическому инвестору. Принцип прост: если в нынешних условиях госпредприятие показывает прибыль — оставляем под управлением государства. Если же оно генерирует убытки — на продажу. Только важно понимать, что для продажи таких активов (которые пока скорее являются пассивами) придется привлечь представителей международных организаций, заручиться их поддержкой в части гарантий перед потенциальным инвестором. Конечно, из десяти таких предприятий половина окажется безнадежными и потребуется их банкротство или ликвидация. Но экономическая система таким образом очистится и не будет требовать дополнительных бюджетных средств, которые и так ограничены. Кроме того, вторая половина предприятий все-таки найдет новых хозяев, способных вдохнуть в них новую жизнь.

Во-вторых, привлечение зарубежных бизнесменов к инвестированию своих средств в проекты “зеленого поля” — строительство предприятий с нуля — также не простая задача. Хотя часто именно этот вариант предлагают иностранным инвесторам консультанты, работающие с Беларусью. Ведь в таком случае риски экспроприации собственности ниже. Однако такого рода проекты требуют специфического инвестора — предприятие, которое обладает достаточным объемом ресурсов, чтобы не только вложить первоначальные средства в проект, но и поддерживать его на первом этапе развития. Поэтому в данном случае придется заманивать инвестора в ручном режиме: ездить по странам, вести переговоры, узнавать требования партнеров, реализовывать их на практике.

И еще. Иностранный инвестор придет в Беларусь только в том случае, если у него будет доверие к экономической и политической системе страны. Если же законодательство нестабильно, если права собственности не априори находятся в приоритете, тогда нам еще долго не видать больших денег. 

На помощь надейся, но и сам старайся

Валерий Байнев, доктор экономических наук

За четверть века наша вера в чудодейственную силу иностранных инвестиций стала сродни религии. Подчас мы ждем иностранного инвестора как всесильного благодетельного мессию. Однако не следует забывать, что конкуренцию до сих пор никто не отменял. И все мы в этом мире конкуренты, которых в рыночной экономике, как известно, не облагодетельствуют, а уничтожают. Поэтому расчет на то, что добрый волшебник с портфелем инвестиций решит за нас все наши проблемы, наивен и опасен.

Так, по утверждениям известного российского экономиста, профессора Валентина Катасонова, Россия из-за ее страсти к иностранным инвестициям попала под тотальный контроль Запада. Ссылаясь на данные Росстата, он констатирует, что многие отрасли в России на 50 процентов и более принадлежат нерезидентам. А система крупных супермаркетов, практически вся сетевая розничная торговля, большинство российских банков, по его словам, давно находятся под полным контролем Запада. По другим оценкам, сегодня в России иностранцам принадлежит до 70 процентов ее экономики. Все это серьезно подрывает экономическую стабильность, безопасность страны, ставя ее в угрожающую зависимость от внешних сил.

Кстати, это не является новостью. В свое время Уинстон Черчилль по поводу помощи американских инвесторов Англии заявил: “Если мы позволим американскому капиталу определять темпы и пропорции нашего развития, то в перспективе нам отведена роль дровосеков и водоносов”.

В этом году на Всемирном экономическом форуме в Давосе было отмечено, что цивилизация переживает “новую индустриальную революцию”. Поэтому массированные инвестиции в инновационное развитие индустриально-промышленного комплекса — ключевое условие глобальной конкурентоспособности в технотронную эпоху XXI века. Если за 2015 год глобальный объем прямых иностранных инвестиций, по данным ЮНКТАД, вырос на 36 процентов, достигнув 1,7 триллиона долларов, то их поток в индустриально развитые страны удвоился.

Крупнейшими получателями таких инвестиций в прошлом году были именно технологически развитые державы, реализующие активную государственную промышленную политику. Схема привлечения иностранных инвестиций в их экономику состоит из трех узловых элементов. Государство выступает инициатором создания и внедрения в промышленность факторов высших технологических укладов. Во втором эшелоне следуют частные национальные инвестиции. И уж затем соответствующая инновационная атмосфера привлекает, притягивает в индустриально развитые страны ресурсы внешних инвесторов.

Переходные же страны с их сырьевым экономическим ростом в 2015 году, наоборот, ощутили снижение объема иностранных инвестиций на 54 процента. Так, их приток в Казахстан и Россию за прошлый год сократился соответственно на 66 и 92 процента.

Выводы ряда западных и российских ученых свидетельствуют о том, что иностранные инвестиции в большинстве случаев приходят в периферийные страны лишь ради захвата их местных рынков и установления внешнего управления над ними. А для этого оказывается вполне достаточным использование стандартных, устоявшихся технологий. Получается, что в обмен на эфемерные надежды на технологическое обновление отечественной экономики посредством иностранных инвестиций можно потерять многое — экономический суверенитет, стабильность, способность к устойчивому развитию.

К сожалению, свой строптивый характер иностранные инвестиции демонстрируют и в Беларуси. Основной их объем также идет, увы, не в производственные сектора отечественной экономики, а в ту же торгово-посредническую (спекулятивную) сферу. Например, из 7,2 миллиарда долларов полученных нашей страной в 2015 году прямых иностранных инвестиций львиная доля — почти 3,3 миллиарда, или 45 процентов их общего объема, — пришлась на торговлю и другие аналогичные виды деятельности. Еще 2,3 миллиарда долларов (31 процент) достались транспортной отрасли. И лишь 849 миллионов долларов (менее 12 процентов) были вложены в промышленный комплекс, определяющий технологический уклад, а значит, стабильность и устойчивое развитие национальной экономики. Сказывается отсутствие в нашей стране эффективной промышленной политики. Как следствие, за последние пять лет поток прямых иностранных инвестиций в Беларусь также продемонстрировал крайнюю нестабильность, сократившись почти вдвое.

Сегодня основные и стабильные потоки иностранных инвестиций идут вслед за перспективными высокотехнологичными промышленными инновациями. Это значит, что нам по примеру технологически развитых стран необходимо инновационное развитие своего индустриально-промышленного комплекса возвести в ранг стратегического приоритета развития на средне- и долгосрочную перспективу. Только эффективная государственная промышленная политика может стать катализатором технико-технологических инноваций, локомотивом перехода к технотронной экономике, а значит, надежным источником притяжения внутренних и внешних инвестиций.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter