Инвестиционный путь нелегок, но необходим

Белорусская потребительская корзина  постепенно приближается к западноевропейской,  растет спрос на полуфабрикаты, маринады, другие готовые или полуготовые продукты питания

Белорусская потребительская корзина  постепенно приближается к западноевропейской,  растет спрос на полуфабрикаты, маринады, другие готовые или полуготовые продукты питания. Казалось бы, перед белорусской овощеконсервной промышленностью открываются широкие перспективы.

Однако основная проблема большинства овоще- и плодоконсервных заводов – низкая конкурентоспособность продукции. Некоторые из них прибегают к услугам консалтинговых компаний для разработки инвестиционных планов технического перевооружения, перехода на современную упаковку и корректировки ассортимента. 

Нельзя игнорировать вкусовые предпочтения белорусов. Скажем, развивается сегмент замороженных ягод, фруктов и овощных смесей. Причем пользуются спросом не только экзотические варианты с капустой брокколи, шампиньонами и так далее, но и картофель фри, морковка, горошек… То есть овощи, которые способно в избытке производить отечественное сельское хозяйство. У наших производителей есть неоспоримое достоинство. В республике многие предприятия работают еще по советским ГОСТам. Разработанные в 60–80-е годы, они практически исключают использование так называемой химии. Если и присутствуют добавки, то они на природной основе. 

Однако преимущество натуральности нивелируется пробелами в упаковке. Большинство предприятий по-прежнему используют классические банки с жестяной крышкой. Это касается и соков, и джемов, и детского питания, и солений. Внешний вид многое определяет на потребительском рынке. Одно из основных пожеланий предприятий – переход на современную тару. 

Но тут возникает проблема: стеклянную тару под так называемую крышку twist-off в республике производят, но явно недостаточно для удовлетворения потребностей отрасли. 

Конечно, в республике начинают реализовывать проекты по выпуску отечественных тетрапаков. По своему потенциалу широкий спектр стеклянной тары могут обеспечить два крупных белорусских стеклозавода – «Неман» и «Елизово». Но отечественной упаковки еще нет, а ряд предприятий уже установили линии по розливу соков в тот или иной вид тетрапаков. Выходит, что потребность Беларуси в них большая, но если разложить весь объем по видам, цифры получатся намного скромнее. 

В области упаковки в плодоовощной консервной промышленности, несомненно, необходимы единые продуманные разработки и расчеты на уровне отраслевых ведомств. Следует также увязать проекты производителей тары и ее потребителей в единое целое. 

Износ основных фондов многих заводов уже давно выше критического уровня. Поэтому обеспечить конкурентоспособность продукции достаточно сложно. 

Проблема инвестиционных проектов консервных предприятий – сложность их реализации. Перспективные идеи технического перевооружения производства есть, а необходимые инвестиции практически отсутствуют. У предприятий отрасли либо нет, либо крайне мало собственных средств. Модернизация возможна за счет кредитных ресурсов – подход распространенный и приемлемый, но это не решает проблемы повышения рентабельности продукции. Привлеченные средства, затраченные на обновление основных фондов, не ложатся напрямую на себестоимость продукции, но косвенно влияют на ее цену. Ведь кредиты необходимо погашать, у предприятий быстро возникают проблемы с наличием оборотных средств. Ситуацию разрешают краткосрочные займы, хотя проценты по ним увеличивают стоимость продукции и снижают ее ценовую привлекательность. Однако путь инвестиционного развития перерабатывающим предприятиям страны необходимо пройти. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter