Инвестиции в обмен на эксплуатацию

Западным инвесторам нужен в первую очередь дешевый труд, а не развитие технологий в третьих странах

А так ли уж нужны иностранные инвестиции? Нет, они, конечно, желательны. Другой вопрос, что у каждого экономического процесса есть своя цена. Имею в виду даже не финансовую сторону вопроса, а социально-экономическую. За красивыми словами импортных топ-менеджеров о развитии третьих стран, передаче им технологий и другой своей благодетельности кроется холодный расчет по повышению нормы прибыли на капитал. А самая простая стратегия — заставлять линейный персонал больше работать за небольшие деньги. Было бы чудесно, если бы трудились вообще бесплатно. Но, к великой печали владельцев транснационального капитала, рабство официально отменили. Хотя к этому стремятся те же американцы на чужих территориях. На днях появилась новость о намерениях Apple и ее тайваньского партнера Foxconn вложить 700 миллионов долларов в строительство завода по сбору электроники в индийском штате Карнатака. Кроме льгот и преференций, инвесторы «продавили» изменение трудового законодательства в регионе. Естественно, в пользу работодателя. Расширение рамок эксплуатации — одно из условий прихода крупных компаний. Поэтому так ли уж желательны импортные производители?! По крайней мере, с такими амбициями. 
Рисунок Олега КАРПОВИЧА

«Apple и партнеры» добились от властей индийского штата корректировки трудового законодательства. В частности, теперь разрешена рабочая смена в 12 часов, есть право привлекать женщин к работе ночью, а норма сверхурочного рабочего времени увеличилась с 75 до 145 часов… Без таких эксплуататорских послаблений транснациональные корпорации отказывались приходить в страну. Вот такой бизнес… 

Конечно, как проводить инвестиционную политику — внутреннее дело Индии. Не буду брать на себя смелость критиковать руководителей штата Карнатака. Все-таки американцы с тайваньцами планируют создать 100 тысяч рабочих мест и вложить в регион 700 миллионов долларов — серьезные деньги. Но небольшая деталь: свой интерес к Индии производители iPhone объясняют сокращением производства в Китае. И списывают это на охлаждение политического и экономического взаимодействия между Пекином и Вашингтоном. Однако что-то мне подсказывает: дело не только в международной ситуации. В конце прошлого года на заводе Foxconn произошли беспорядки: персонал завода разозлился на работодателей из-за несоблюдения трудовых прав. И китайцы возмутились, проявили характер. Другими словами, Китай перестал по своему менталитету ощущать себя «третьим миром», на котором иностранному капиталу можно зарабатывать как ему хочется и как удобнее. И крупные компании решили поискать гавань с более сговорчивыми партнерами и персоналом. 

Опять же, с кем и на каких условиях работать — исключительно внутреннее дело Индии. Я о другом: стоит ли сильно сокрушаться, что санкции отрезали нас от западных инвесторов?! Да и могли бы они прийти в страну, если бы даже не случилось обострения международной обстановки?! Ведь очевидно: для крупных компаний нужен дешевый труд с минимальными правами сотрудников. Что никак не вписывается в белорусскую концепцию социальной экономики. А прогибаться под желания инвесторов руководство страны однозначно не стало бы. 

Второй немаловажный вопрос: что, собственно говоря, кроме не самых привлекательных рабочих мест приносит такой инвестор в страну? Это на международных конференциях у себя на родине топ-менеджеры крупных корпораций очень занимательно и душевно рассуждают о ESG-экономике, повышении ответственности бизнеса перед обществом и работниками. Западный бизнес изначально был глубоко мифологизирован. И «социальная экономика» — одна из очередных историй, которая существует исключительно на уровне красивых презентаций и пространных докладов. На деле ведущие корпорации не то что рабочих в своих зарубежных филиалах, а собственных-то работников не очень щадят. Нет, у топ-менеджеров все прекрасно даже в кризис. Впрочем, на сахарных плантациях надсмотрщики и управляющие жили достаточно прилично и зажиточно, чего нельзя было сказать о других работниках. Традиции не испарились. 

Например, Apple недавно провела очередное сокращение. А оставшимся сотрудникам решила не выплачивать традиционные бонусы. Точнее, формально изменила подход. Если раньше сотрудники обычно получали премию за трудовые достижения два раза в год и первый транш приходился на апрель, то теперь в Apple решили перейти на систему годового премирования. Сдержат ли свое обещание? Посмотрим. Персонал технологического гиганта сомневается в его добропорядочности. Но дело в том, что сектор переживает не лучшие времена. Стартапы банкротятся, новых компаний появляется немного, существующие норовят провести сокращение… Словом, возмущаться и хлопать дверью опасно: крупные корпорации представляют некий островок стабильности. Чем и пользуются, ухудшая условия труда. По крайней мере, для рядового персонала. Разные ухудшения топ-менеджеров не касаются. Сегрегация. 

Словом, крупные компании являются носителями не самых лучших и привлекательных корпоративных традиций, которые бы стоило импортировать. Другой вопрос, что пыль в глаза они пускать умеют. Поэтому удается оттянуть на себя квалифицированный персонал за небольшую цену. Продают свою историю и «плюшки» будущих периодов. Почти каждая транснациональная корпорация на своем уровне продвигает «американскую мечту»: мол, в нашей крупной компании каждая пешка может стать ферзем. Правда, чаще мелкие фигуры «съедают», чем возводят в королевский ранг. Но об этом умалчивают. Трагедия заключается в том, что в филиалах не происходит развития персонала. Его учат, но исключительно для узких корпоративных нужд. Выходит такой работник на свободный рынок, а его знания и навыки для работы в других компаниях, собственно говоря, не очень и нужны. Тоже инструмент сохранения персонала. Но о развитии человеческого капитала говорить не приходится. А именно этот фактор является ключевым в достижении национальной конкурентоспособности. Если рассматривать проблему глубоко и внимательно, то такие инвесторы являются скорее сдерживающим фактором для развития национальной экономики. По крайней мере, в средне- и долгосрочной перспективе. Поэтому я бы не воспринимал уход каких-то зарубежных фирм с нашего рынка как трагедию. Другой вопрос, что нашим компаниям надо ловить момент и развиваться. В том числе и за счет перетягивания на свою сторону персонала иностранных фирм. 

volchkov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter