Инвестиции в диалог

Для более эффективного взаимодействия бизнеса и государства необходимо создавать полноценные отраслевые ассоциации

Стимулирование частной инициативы — один из существенных факторов развития государства. Но иногда складывается впечатление, что в эффективной и продуктивной работе бизнеса работники госорганов заинтересованы чуть ли не больше предпринимателей. По крайней мере, многие инициативы рождаются и продвигаются в недрах министерств и ведомств, а не в креативной предпринимательской среде. А лоббировать (в хорошем понимании этого термина) свои инициативы должны-то не совсем госслужащие (у них других задач хватает, за решение которых им налогоплательщики платят зарплату), а частный сектор. Тем более что государство в разумных пределах открыто для диалога. Вот только не всегда на другой стороне переговорного стола есть собеседники. Недавно Министерство экономики разослало в более чем три десятка ассоциаций предложение высказаться по проблеме регуляторных процедур: работу сейчас проводит ведомство. И нельзя сказать, что общественная деловая среда оперативно отзывается. К сожалению, пока у нас слабо (мягко говоря) развиты отраслевые ассоциации. Поэтому и диалог предпринимательского сообщества и власти не может выйти на новый, конструктивный уровень. 

коллаж любови царюк

А этот-то диалог и нужен. Точнее, «диалог» в данном случае является термином не совсем верным.
Круглые столы, конференции с участием деловых кругов и чиновников разного ранга (в том числе и самого высокого), как и встречи с предпринимателями, проводятся. Но не хватает системной работы, в которой бы бизнес не только обозначал проблемы, но глубоко их анализировал, обобщал, систематизировал, просчитывал, предлагал варианты решения и нес бы за свои инициативы ответственность. 
Как бы ни критиковали государственных служащих, но за вышедшие из-под их пера нормативно-правовые акты и решения они отвечают как минимум карьерой. Поэтому каждую буковку и цифру выверяют, проверяют и обосновывают. Конечно, идеального в мире ничего не бывает. И в государственном управлении случаются инциденты, связанные с пресловутым человеческим фактором. Но в общем и целом бюрократическая машина мотивирована и стимулирована на ответственный подход к делу. Хотя «разбор полетов», как правило, не выносится на широкую публику. Поэтому иногда может показаться, что служба в каком-нибудь министерстве сахарная и непыльная. Что является чистой воды заблуждением. 

В том числе и в предпринимательской среде. Иногда предприниматели обижаются, что их не услышали. Хотя на самом деле в Беларуси попасть на прием к руководителям самого высокого ранга не составляет труда: надо только предварительно записаться. А с представителями активных бизнес-ассоциаций ведомства всегда на прямой связи. Другой вопрос, что любовь должна быть двусторонняя. Как и предложения от того же бизнеса исходить проработанные. Но идеи не всегда являются обоснованными. Почему? Причина банальна — отсутствие инвестиций в диалог со стороны предпринимательства. Ведь чтобы глубоко проработать какое-нибудь предложение, необходимо собрать информацию, привлечь экспертов… Словом, проделать серьезный пласт работы. Плюс защитить свою позицию, так как у нее могут быть оппоненты. Кстати, не только в органах государственного управления, но и у других предпринимателей. Дискуссии, кому торговать хорошо — сетям или малому бизнесу, — длятся добрых два десятилетия и возникли вместе с крупными форматами торговли. У крупного ретейла есть экономическая сила, возможность получать скидки у производителей, большие маркетинговые бюджеты. А у малого бизнеса — «упрощенка» и другие послабления. И вроде бы все ратуют за благополучие покупателя. Совершенно нормальная ситуация. Есть у экономических проблем свойство, которое верно подметил Бернард Шоу: если два экономиста решают одну и ту же задачу, то получат три ответа. И выбрать из этих ответов максимально верный, с максимальной эффективностью по интегрированному результату, — вот где основные овраги. 

Исторически себя прекрасно зарекомендовали отраслевые ассоциации. Если они объединяют всех (или почти всех) участников рынка, то, обладая экспертизой в определенной сфере деятельности, могут сформировать взвешенную и отработанную, консолидированную позицию. И, соответственно, предлагать власти те или иные комплексные мероприятия по развитию той или иной сферы. К сожалению, в Беларуси не очень много (а точнее, даже мало) сфер предпринимательской деятельности охвачено подобными деловыми объединениями. Точнее, формально их много. Но полноценных — раз-два и обчелся. Необходимо же не только чтобы ассоциация охватывала весь сегмент рынка (или большую его часть), но должен быть еще механизм выработки предложений. А говоря проще, своя бюрократия. Те «общественные чиновники», которые бы готовили опросники, рассылали их членам объединения, собирали данные, обобщали, анализировали… Было и остается множество попыток подойти экономно и все или почти все делать на общественных началах. Но ничего толкового из этого не получалось. И, наверное, никогда не получится. Все-таки бизнес-среда ориентирована в той или иной степени на коммерцию. И волонтерство там просто не может зародиться. 

Увы, ничего в жизни не бывает бесплатного. Любая деятельность выливается в затраты — либо финансовые, либо временные, либо интеллектуальные или еще какие-нибудь. В некоторых случаях, чтобы четко, внятно и доказательно обозначить проблему, необходимо провести специализированные исследования. Скажем, по проблеме той же недобросовестной конкуренции. Нередко жалуются участники рынка: мол, по импорту поступает товар с завышенными заявленными характеристиками. Все возможно. Но, как говорится, докажи! В этом разрезе наши российские и казахские партнеры продвинулись намного дальше нашего предпринимательского сообщества. В этих странах бизнес выделяет отраслевым участникам бюджеты (иногда очень приличные). И поэтому для защиты своих производителей нет проблем заказать исследование в специализированных лабораториях. И в госорганы поступает уже полностью оформленное «обвинительное» заключение. 

Почему наши предпринимательские круги никак не могут объединиться? Не знаю. Возможно, в определенной степени разбалованы государством, доступностью госорганов. Зачем создавать какие-то ассоциации, финансировать, думать, тратить деньги… Можно же все сделать намного проще: записаться на прием к соответствующему должностному лицу или письмо отправить. И будут в ведомствах разбираться, изучать, писать обоснованный ответ… Хотя бы чуть-чуть не ленивый и немного настойчивый предприниматель без особых трудностей может выйти на уровень заместителя министра и даже выше. Во многих ли государствах есть такая демократия? В зоне развитого капитализма с тобой на более низком уровне будут говорить, только если входишь в список Forbs. И то не факт. Либо придется сделать щедрое пожертвование в том или ином виде. После которого взнос в ассоциацию покажется крайне привлекательным. В государствах попроще все еще сложнее. У нас намного проще. И патернализм проник в бизнес-круги, пожалуй, еще глубже, чем в социально незащищенные слои общества. 

Вошло в моду писать в Министерство экономики жалобы на представителей контролирующих органов! Каким боком это ведомство к проверяющим?! У них свои начальники есть. А еще есть адвокаты и суды. Но юристы (особенно квалифицированные) потребуют гонорар. А хочется все провернуть бесплатно и переложить проблему и вопрос на плечи чиновника. Мол, развитие же предпринимательства — государственная проблема, пускай государственные люди ею и занимаются. Проблема-то государственная, но в части развития предпринимательства в целом, а не решения проблем конкретного субъекта хозяйствования. 

Вообще-то потребность в сильных отраслевых ассоциациях уже назрела давно. И что-то мне подсказывает, что без инициативы государства в этом вопросе мы не продвинемся. По крайней мере, за 30 лет существования бизнеса прорывного прогресса заметить не удалось. А ведь именно такие общественно-деловые единицы и являются ключевыми центрами отраслевой аналитики и компетенций, и могут выступать эффективными партнерами в государственно-частном партнерстве и диалоге. У идеи инициативы «сверху» в развитии бизнес-союзов есть много противников. Мол, не надо административному ресурсу вмешиваться: предприниматели сами рано или поздно разберутся. Но что-то никак не разбираются. В той же Европе отраслевые объединения сформировались еще в средневековье как цеха ремесленников. И с веками просто трансформировались. В Беларуси такой исторической традиции не сформировалось. Впрочем, как и в немалом количестве других стран. Но есть много инструментов мягкой мотивации. По большому счету они известны и не раз обсуждались на различных площадках. Не пора ли их использовать? Любая система наиболее эффективна и динамична, если она структурирована. И предпринимательская среда не является исключением. 

volchkov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter