Беларусь занимает высокие места в мировых рейтингах по социальным показателям

Инвестиции в человека

Полезные ископаемые, природные богатства, промышленность и сельское хозяйство… На самом деле ключевой ценностью любого государства являются люди. Без них, без их интеллекта, благополучия, социального спокойствия все экономические показатели теряют смысл. Да со временем и они сойдут на нет. Ибо если не все, то многое зависит не от наличия или отсутствия подземных недр, технологий, машин и станков, а от человека. Сколько бы ни говорили про цифровизацию и искусственный интеллект, но материальные, интеллектуальные и духовные ценности по-прежнему создают люди. Поэтому самыми важными, ценными, нужными являются инвестиции в человеческий капитал. Практически все страны декларируют гуманный характер своей социальной и экономической политики. Но на деле нередко получается совершенно наоборот. И сегодня мы видим, как те же западные политики в угоду неким своим геополитическим амбициям запросто провоцируют энергетический кризис, который значительно и кардинально снижает уровень жизни населения. А значит, и возможности его развития. Белорусская модель социального государства не вербально, а на деле направлена на инвестиции в человеческий и общественный капитал. И как бы скептически ни относились к нашим наработкам некоторые аналитики, но в рейтингах по развитию человеческого капитала страна занимает высокие позиции. 

коллаж любови царюк

Тем более это ценно, что Беларусь по своей сути не является богатой. У нас нет огромных залежей природных ископаемых. Как, например, в той же Норвегии, Дании, Швеции — эти страны занимают традиционно высокие позиции в глобальных социальных рейтингах. У нас нет мощного финансового рычага, за счет которого можно качать инвестиции и ресурсы из других стран, как это делают США и Германия (хотя евро и считается интеграционной валютой объединенной Европы, но немецкое влияние на европейскую финансовую систему бесспорно и очевидно). К сожалению, у нашей страны нет выхода к морю, поэтому мы не можем получать дополнительные доходы от торговых потоков и спекуляций (без них современные рынки уже и жить не могут), как Нидерланды и некоторые другие государства. Нас не накачивали инвестициями по политическим причинам, как Сингапур, Тайвань и кое-какие иные страны. Во многом экономическое чудо некоторых азиатских тигров обусловлено включением режима полного благоприятствования со стороны США. С одной стороны, они стимулировали инвестиции своего бизнеса в дружественные для себя азиатские территории, с другой — открывали свой рынок для сбыта их продукции. Наоборот, страны G7 не только не оказывали помощь Беларуси, а уже через те или иные рестрикции и ограничения старались поставить барьеры для экономического развития нашей страны. 

Другими словами, у Беларуси нет источников шальных денег, которые можно было бы кидать в топку социальных проектов, как это происходит в некоторых государствах. Людям кидают кость с барского плеча в виде пособий по безработице или каких-то социальных выплат, чтобы они не лезли в раздел большого финансового пирога, огромные куски которого достаются власть имущим. А остальным — крохи. Но преподносятся они как великое благоденствие со стороны государства. И хотя картина не лишена элементов довольства (несмотря на то что ее краски в нынешнем мировом экономическом кризисе значительно потускнели), но оно носит признаки явной социальной несправедливости. Наиболее хрестоматийный пример — США. Или взять государства «старого ЕС». Та же Франция, которая, придерживаясь республиканских традиций, старалась создать справедливое общество (временами у них даже неплохо получалось), сейчас сваливается в систему, при которой ключевыми налогоплательщиками являются простые граждане со средними доходами. А представители наиболее прибыльных профессий (юристы, нотариусы, различные консультанты) вносят в казну символическую лепту из своих весьма приличных доходов. 

Конечно, в Беларуси есть узкие места. И над их расшивкой мы упорно работаем. Но в целом наша страна показала, что даже небольшое государство, не обладающее безусловным богатством, способно создать справедливую и эффективную социальную модель. Поэтому в Индексе человеческого развития (составляется под эгидой ООН) мы входим в категорию стран с очень высоким уровнем. У нас почти нет тотально бедных — показатель малообеспеченности в Беларуси вдвое ниже среднего по странам СНГ и Восточной Европы. 

Беларусь входит в десятку самых развитых трансплантационных держав. А это направление считается высшим по сложности в медицине. В республике один из самых низких показателей в мире по младенческой и материнской смертности. В глобальном рейтинге продовольственной безопасности за 2021-й страна занимает 36-ю позицию. Это говорит о том, что государство полностью обеспечивает себя базовыми продуктами питания. По показателю «Доступ к базовым знаниям» в Индексе социального прогресса за 2021 год мы находимся на 17-м месте из 163 стран. По Индексу гендерного неравенства Беларусь на 32-м месте из 162 государств. Согласно докладу Всемирного экономического форума, в 2021-м по Индексу гендерного разрыва страна находится на 33-м месте, а в сфере экономического участия и карьерных возможностей (одна из составляющих индекса) — на пятом (это лучший результат в регионе Восточной Европы и Центральной Азии). 

В стране все население обеспечено базовыми санитарно-гигиеническими условиями. Более 99 процентов от объема
хозяйственно-бытовых и промышленных сточных вод очищается до безопасного уровня. И этот показатель таковым сохраняется на протяжении более десяти лет. По данным Международного энергетического агентства, производство электрической энергии за счет воды, солнца и ветра в мире с 2010 по 2019 год увеличилось в 1,7 раза, а в Беларуси — в 15 раз. В рейтинге стран мира по конкурентоспособности обрабатывающей промышленности в 2019-м Беларусь занимала 46-е место среди 154 стран. 

Отмечу следующее: этих достижений страна добилась, используя значительно более скромные финансовые ресурсы, чем другие, более богатые страны. Значит, наша социальная модель не только действенная, но и эффективная с финансовой точки зрения. И в этом разрезе стоит ли за истину в последней инстанции воспринимать международный опыт? Или сначала оценить, а чем он лучше нашего. Ведь те системы, которые иной раз нам навязывали из-за рубежа (в том числе и через местное лобби), оказывались дорогими, но с сомнительной эффективностью. И приносили пользу только различным фондам и общественным инициативам, которые рьяно осваивали деньги. Кстати, не всегда прозрачно и корректно. Несомненно, чужой опыт всегда полезен. Иногда есть в нем рациональное зерно, чтобы посмотреть, как не надо делать. Очевидно, что взаимодействие и обмен наработками между странами необходимы. Но в диалоге, а не с позиции некоторых западных стран и отдельных их представителей, которые привыкли учить жить. 

volchkov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter