Как повысить вовлеченность граждан в национальную экономику

Инвестиции в будущее

Повысить вовлеченность граждан в национальную экономику можно через размещение дополнительных пенсионных накоплений в ценных бумагах крупных отечественных предприятий

В экономике сила материи должна сочетаться с устойчивостью духа. Производственные и другие активы — это всего лишь здания, станки, оборудование. Безжизненные бетон и железо. Душу в них вкладывают люди. Не только те, кто работает на конкретных предприятиях, но и общество в целом. И вера в национальную экономику является не менее значимым фактором, чем классические индикаторы и показатели. А как эту веру укрепить? Спровоцировать экономический патриотизм? Хотя бы возбудить живой интерес обывателей к нашим предприятиям, разработкам, товарам. Есть же у нас и достойные компании, и разработки, и изделия. Но многие ли о них знают? Да и в целом интересуются ли этими вопросами? Скажем, в такой же степени, как движениями валютного курса. Думаю, что повысить вовлеченность населения можно через пенсионные накопления. Тема сейчас актуальная в свете реализации концепции дополнительной накопительной пенсии по формуле «3+3». Не исключаю, что если пенсионные средства размещать в ценных бумагах наших флагманов, то можно и повысить доверие к пенсионной программе, и сформировать внутренние источники финансирования для модернизации и развития стратегических отраслей. И экономический патриотизм повысится, ведь у людей благополучная старость будет напрямую зависеть от успехов предприятий. 

Рисунок Олега КАРПОВИЧА.

Оживление внутреннего финансового и фондового рынков — проект с бородой. Эти задачи неоднократно фигурировали в системных документах социально-экономического развития страны. Надо сказать, что Белорусская валютно-фондовая биржа создала очень приличную инфраструктуру. Техническая сторона вопроса полностью готова к обслуживанию как эмитентов ценных бумаг, так и инвесторов. Только получился замкнутый круг. По разным причинам у нас не очень много желающих вложиться в ценные бумаги реального сектора. С другой стороны, и предложение-то не очень разнообразное. Выбора почти нет. 

Теоретически и психологически наши гиганты готовы размещать свои ценные бумаги, чтобы получать дополнительный источник финансирования для развития. Но не спешат это делать, задаваясь резонным вопросом: выход на фондовый рынок (даже местный) связан с определенными издержками. А кто-нибудь может гарантировать спрос? Вот и замкнулся круг. Потенциальные эмитенты жалуются на отсутствие инвесторов, инвесторы — эмитентов. 

До поры до времени надеялись расшевелить ситуацию через привлечение средств нерезидентов на национальный фондовый рынок. Насколько это целесообразно, велись дискуссии. К однозначному знаменателю так и не пришли. Но сегодня в реалиях регионализации и санкций вопрос снялся сам собой. Руководители экономического блока в Правительстве неоднократно отмечали в прошлом году: исходя из сложившихся реалий, необходимо ориентироваться на внутренние ресурсы. И один из источников — частные сбережения. Другой вопрос, что нужно создать механизм их привлечения в реальный сектор. 

Честно признаюсь: я не сторонник массовости на фондовом рынке. Вроде бы приход «неквалифицированных» участников резко повышает ликвидность фондовых инструментов. Однако возникает опасность спекуляций, а также социальные риски. Инвестирование всегда связано с риском. И далеко не каждый любитель может его просчитать. Учесть все нюансы и у профессионалов-то не всегда эффективно получается. Когда происходит рост, все радуются. Но когда наступает период спада, частные инвесторы нервничают и протестуют. Хеджировать риски они по разным причинам не могут. Собственно говоря, на эти грабли сейчас наступают США. 

Но ключевыми-то инвесторами на фондовых рынках являлись и являются различные фонды, в том числе и пенсионные. И такую роль могла бы выполнять и наша «Стравита», которая страхует дополнительные пенсии. Пока законодательство разрешает приобретать облигации Национального банка, размещать средства на депозитах, а также в других активах, список которых достаточно короткий. И корпоративные ценные бумаги в нем не значатся. 
Конечно, я доверяю отечественным и банковскому, и финансовому секторам. Но еще больше у меня доверие к промышленным флагманам. Они уже по 50—70 лет стоят и работают. И дальше будут работать. Конечно, какие-то предприятия могут и «упасть», но другие своим развитием компенсируют эти провалы. Поэтому лично мне было бы очень желательно, чтобы часть моих инвестиционных накоплений лежала в предприятиях реального сектора. Предполагаю, что и им мои скромные сбережения на старость лишними не будут.
Но, кроме финансового, есть же еще и моральный аспект. Повышается вовлеченность населения в экономику. Появляется личный интерес, чтобы успешным было не только конкретное предприятие, на котором трудишься (если ему станет «плохо», можно же и работу сменить), но и индустриальный сектор в целом. Тогда и на бытовом уровне многие будут мыслить государственными категориями. Повысится экономический патриотизм. 

Несомненно, сделать рядовых белорусов косвенными инвесторами отечественной экономики — проект многогранный и не самый простой. И законодательную базу необходимо пересмотреть, взвесить все плюсы, минусы, просчитать риски, минимизировать их (речь все-таки идет о пенсионных накоплениях), проработать механизмы… Законодательную базу трансформировать. Крупным предприятиям необходимо ценные бумаги эмитировать (те же облигации). Но, подозреваю, положительный эффект будет. И если каждый белорус станет понимать, что «кусочек» из пенсионного счастья лежит в секторе машиностроения, нефтехимии и других промышленных компаний, то будет к ним относиться с уважением, почтением и заинтересованностью в их развитии и процветании. И не декларативно, а искренне. 

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter