Инвестиции работают на обновление

Государственное производственно-торговое объединение “Белхудожпромыслы”, избавляясь от товарного балласта прошлых лет, производит уникальные вещи В конце прошлого года по этому адресу был открыт ассортиментный кабинет ГПТО “Белхудожпромыслы”. Под официальной вывеской скрывается выставка красивейших вещей. Заместитель генерального директора Ирина Константиновна Медушевская с увлечением и знанием дела рассказывает о замечательных белорусских рушниках, национальных костюмах, об изделиях из лозы (сувениры, корзины, мебель), о керамике, льняной одежде, подушках-одеялах... В рассказе много интересных подробностей: о том, что геральдические изделия делают на Бобруйской фабрике художественных изделий, о том, что в Чечерске вот-вот появятся плантации по культурному выращиванию лозы для плетения.

Но это для меня, журналиста, здесь выставка, экспонаты, а для представителей торговли это рынок. Их интересуют цена, потребительские качества, возможная величина партии, срок изготовления. И тут главным помощником является Светлана Владимировна Батракова, специалист ассортиментного кабинета.
— К нам приходят заинтересованные люди, представители торговли, люди бизнеса. Они своими глазами видят, какие изделия выпускают наши фабрики, наши мастера. Они могут высказать свои пожелания по ткани, по цветовой гамме. И тут же могут заказать то, что им подходит. Клиенты уходят в восторге.
“Скарбница” —
девиз успеха
Ценность научно-производственного предприятия “Скарбница”, по словам генерального директора ГПТО “Белхудожпромыслы” Валерия Ивановича Грибанова, невозможно выразить ни в словах, ни в цифрах.
— Это наше народное сокровище, — говорит он. — Наш флагман в сбережении древних традиций, в демонстрации уважения к ним, в умении совместить секреты мастерства наших предков со вкусами современного поколения. К сожалению, какое-то время “Скарбница” оказалась позабытой-позаброшенной, ею перестали интересоваться, помогать. Я и сам с первого раза не полностью осознал роль этого уникального талантливейшего коллектива. Понимание его значимости пришло со временем, а сейчас усилилось.
Мы укрепили коллектив, в нем сочетаются теперь возможности опытнейших мастеров и творческий задор молодых. Они выдают потребителям, без преувеличения, шедевры в ткачестве, вышивке, создавая красивейшие костюмы. “Скарбница” помогает всем остальным нашим предприятиям своим примером. На ее базе обучаем кадры, недавно там проходила коллегия объединения.
На мой взгляд, если в музее, на художественных выставках красота экспозиции замерла, она уже в статике, то в галерее “Скарбницы” все кажется живым. Может, потому, что в соседних помещениях на ткацких станках, кроснах, создается то, что может попасть в галерейную экспозицию.
Начальник участка ткачества Людмила Михайловна Подобед рассказывает о том, что здесь создаются авторские работы. К последнему заседанию художественного совета подготовлены украинские и эстонские национальные костюмы. Продолжается изготовление тканых купонов для костюмов ансамбля “Хорошки”.
Задача прошлого года: чистую прибыль удвоить, зарплату повысить
— Валерий Иванович, расскажите, пожалуйста, какие задачи поставлены перед объединением и как вы с ними справляетесь?
— При назначении меня на должность генерального директора (с того момента прошло больше года) была поставлена задача: сохранить и приумножить художественные промыслы, при этом сделать их более выгодными, увеличить чистую прибыль в два раза. Мы с этой задачей практически справились. Если в 2007 году прибыль равнялась 718 миллионам рублей, то в прошлом году она составила 1,8 миллиарда рублей. Я попробую объяснить, за счет чего совершен рывок.
Скажу о кадровом вопросе. Нам удалось сохранить костяк специалистов за счет того, что были увеличены объемы продукции. Объединение выполнило 10 прогнозных показателей (их у нас 13 основных и 5 дополнительных). Это позволило увеличить заработную плату. В промышленности (на швейных фабриках) она выросла на 129,5 процента, а в целом по объединению рост составил 133 процента. Сегодня в объединение подбираются эффективные управленцы. В марте прошлого года средняя зарплата на промышленных предприятиях была 420 тысяч рублей, к концу года она поднялась до 590 тысяч и составила более 200 долларов.
Стали активнее избавляться от балласта, складских запасов. В декабре прошлого — начале нынешнего года объединение реализовало более чем на миллиард рублей продукции со складов. Управление делами Президента провело акцию по обеспечению 39 домов-интернатов республики товарами нашего производства (из расчета 260 тысяч рублей на одного ребенка). За три месяца текущего года объем производства продукции в сопоставимых ценах составил 111,8 процента, розничного товарооборота в сопоставимых ценах — 106,3 процента. Объем розничного товарооборота — 104 процента, потребительских товаров — 108,8 процента. Средняя зарплата в промышленности за три месяца увеличилась на 130,6 процента. Но нам рано успокаиваться, за средним показателем скрывается низкая зарплата на отдельных фабриках.
Наш товар ищет покупателей
Сегодня у нас 20 действующих фабрик. Торговая сеть — это 6 юридических лиц и 3 магазина при объединении. В ближайшие дни открываем еще один магазин, организуем интернет-магазин. Самые крупные наши магазины: “Кирмаш” в Минске, “Кружевница” в Витебске, “Лявон” в Могилеве, “Спадчына” в Волковыске. Кроме этого при фабриках работают еще 11 магазинов, которые раньше были в запустении. Наша задача — оживить фирменную торговлю, розничную и оптовую, не только товарами объединения, но и продукцией, выпускаемой подразделениями Управления делами Президента, в первую очередь “Беларусьторгом”. В нашей сети товары дешевле для покупателей.
20 организаций — это более 5 тысяч видов продукции. Как показать это многообразие потребителям? Было принято решение — создать ассортиментный кабинет в Минске. Инициатива оправдала себя. Заказы мы выполняем очень оперативно.
Для своих деток
Изучив конъюнктуру рынка, объединение решило увеличить объемы изготовления детской одежды. Ее начали шить в Полоцке, Гомеле и на других фабриках. Заметьте, речь идет о льняной одежде, самой экологичной. Также поставлена задача выпуска одежды для взрослых с размерным рядом до 60-го.
Сейчас специалисты объединения разрабатывают модели для сезона “осень — зима” из белорусских тканей с элементами ручного ткачества, вышивки.
Выполнить все эти непростые задачи невозможно без технического переоснащения производства. Назову такую цифру: в прошлом году нам было выделено свыше 9 миллиардов рублей. Причем это не подарок, мы возвращаем эти деньги вместе с погашением кредитов, долгов десятилетней давности.
Вышел Указ Президента от 2 апреля текущего года о реструктуризации долгов, которые накопились за десять лет. В течение полутора лет мы обязаны вернуть три с половиной миллиарда рублей. Суммы большие, но расчеты реальные.
Активизируем экспорт. Приобрели восемь автомобилей грузоподъемностью три тонны. На них можно везти товары в любую страну. Закуплены современные торговые палатки, которые можно развернуть в любом месте. Объединение помогает фабрикам кооперироваться и выезжать в Смоленск, Москву и Московскую область, Санкт-Петербург. Идет разведка рынков, причем не теоретическая, а конкретная, торговая. Мы учимся, анализируем, делаем выводы. Есть первые результаты, из последней поездки привезена выручка в 25 миллионов рублей.
Прибыль от реализации продукции, товаров за три месяца текущего года составила 680 миллионов рублей. Рентабельность пока на уровне 6 процентов. Чистая прибыль — 590 миллионов рублей.
В структуре производственной продукции фабрик 47 процентов занимают швейные изделия, 5,4 процента — ткачество, 3,8 процента — изделия из лозы, 2,6 процента — льноволокна, керамика — 23,5 процента. На Бобруйской фабрике совсем недавно освоили новый вид деятельности — ковку металла, ее доля в производстве — 5,6 процента. Купили оборудование по инвестиционному проекту на 500 миллионов рублей. Начали с выпуска ограждений по заказу заповедника “Беловежская пуща”, с лестничных парапетов. А в планах закупка ювелирного оборудования для ковки, чтобы специалисты могли заниматься художественной ковкой.
Сегодня в объединении 53,2 процента производства составляют народные художественные промыслы (НХП), реализация таких изделий не облагается налогом. Это в том случае, если они утверждены экспертной комиссией на художественном совете.
Сохраняя неповторимость, художественность народных промыслов, объединение активно ищет способы и для укрепления финансовой составляющей наших предприятий.
Внедрив ковку изделий из металла, поставили задачу освоить производство интерьерных изделий. Закупили в Турции ткани, выбирали их наши специалисты при участии главного художника объединения. Они обошлись нам на 50 процентов дешевле, чем в Москве. Наша активность не осталась незамеченной, представители турецкой компании нашли контакт с нами, изучили возможности объединения и согласились поставлять ткани на 90 дней без предоплаты.
Еще одна наша забота, чтобы цена и качество отвечали покупательскому спросу, чтобы товары не лежали на складах. С начала года наши предприятия произвели продукции на 2,3 миллиарда рублей больше, чем за такой же период прошлого года. Понятно, что увеличение вала — не самоцель. Ищем, просчитываем варианты, как уменьшить расход материалов, энергии. Как не заморозить оборотные средства, не заваливать склады неликвидом.
Три фигуры богатырского масштаба. Им под силу художественный прорыв
В штате объединения появились три новых специалиста — художник-модельер, конструктор и технолог. Надеемся, что они совершат своего рода прорыв — силой своего таланта, мерой взыскательного вкуса, ценой опыта и знаний обеспечат выпуск красивых, модных, практичных изделий. Таких, чтобы о марке объединения заговорили как о достойной фирме. Они работают немногим более месяца, а уже успели обновить модели на пяти фабриках. Например, в рамках этой программы специалисты побывали в Хойниках. Перед ними ставили задачу — подготовить к выпуску 5—6 моделей. Но, очевидно, вдохновение помогло им превзойти задание и выдать на суд экспертов 14—15 моделей. Прекрасно! Успешно прошли командировки нашего творческого десанта в Полоцк, Могилев, Мозырь, Пинск. На очереди — “Слуцкие пояса”, Орша и Слоним.
Планы подкрепляются технически — закуплены три программы САПР (система автоматизации производства), на очереди еще три для конструирования и изготовления лекал. Управление делами Президента помогает с приобретением шести машин для автоматической художественной вышивки. Создан совет экономического анализа, который оперативно выдает оптимальные решения.


Ищите адрес: город Минск, ул.Аэродромная, 14

УНП 100780571

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter