Восточная Европа вновь превращается в арену противостояния великих держав

Интриги, скандалы и холодная война

Именно такой вывод напрашивается после плотного потока новостей из Украины, Чехии и нашей страны. Казалось бы, еще совсем недавно мы рассуждали о возможности нейтралитета, политических и экономических мостах между странами и новой архитектуре безопасности, включающей, а не исключающей различные позиции. Но реальность, как всегда, оказывается далекой от благодушных намерений. Международная политика становится все более острой и силовой, исключающей сантименты и наивную веру в добрую волю оппонентов. Рассмотрим происходящее в свете того, что несут нам новые тенденции международной политики.

В погоне за рейтингами

Явные военные приготовления Украины и зеркальный ответ на это со стороны России, сосредоточившей у своих юго-западных границ значительные военные силы, указывают на то, что эскалация конфликта в Донбассе или вокруг Крыма может произойти в одночасье. Украинские политики настолько непредсказуемы в погоне за рейтингами, что вполне могут решиться и на самоубийственные шаги, тем более когда за спиной нашептывают советчики, готовые воевать с Россией до последнего украинца.

Субъектность украинской власти вызывает большие сомнения, а также то, насколько ценна Украина сама по себе, а не как инструмент давления и раздражения России для западных элит. Много вопросов и к самим западным элитам, насколько они последовательны и договороспособны.

Во всяком случае, действия нового американского президента Джо Байдена пока не производят впечатления своей миротворческой направленностью, скорее наоборот, наблюдается обострение на стыке Европы и России. Американские стратеги полагают, что Россия слабее другого потенциального противника — Китая, а потому у ее границ вполне возможно создание очагов напряженности, вытягивающих ресурсы, необходимые для развития.

Именно в этом контексте нужно рассматривать разразившийся грандиозный политический скандал в Чехии. Напомним его суть: чешские власти обвинили российские спецслужбы в организации в 2014 году взрывов на военных складах в Вртебицах. Указываются даже конкретные персоналии — пресловутые Баширов и Петров. Чешская сторона выслала 18 российских дипломатов, а Россия в ответ — 20 чешских. Кроме того, под угрозой срыва находится контракт на постройку корпорацией «Росатом» атомной станции в Чехии.

Перед нами — классическая спец­операция, призванная то ли обозначить России красные линии ее влияния, то ли прикрыть что-то более серьезное. И это серьезное связано уже с нашей страной, где был раскрыт заговор с целью устранения Президента и членов его семьи, свержения законной власти и тотального изменения государственного строя. Так нередко бывает: один скандал пытаются спрятать за другим.

А последствия могут быть весьма значительными. По сути, к северо-западу, западу и югу от наших границ сформировался блок недружественных государств, которые не гнушаются заниматься подобным и напрямую вмешиваться в наши внутренние дела. Понятно, что не Беларусь является главной и конечной целью этих атак. Нужна Россия, ослабленная, лишенная союзников, погрязшая в войнах на своих рубежах, которую необходимо принудить к капитуляции.

С расчетом на мир

Раскрытие заговора и новая конфигурация сил у наших границ — это беспрецедентный вызов для белорусской государственности и суверенитета, отражающий основные тенденции международной политики в нашем регионе.

Естественно, отвечать на это нужно усилением интеграции с Россией, особенно в оборонной сфере, и стратегического партнерства с Китаем, тем более что наши оппоненты ставят нас всех на одну доску и рассматривают в качестве противника. Восточная Европа при этом становится одним из ключевых регионов, где уже ведется и будет происходить в дальнейшем борьба разведок, корпораций и структур влияния.

Эта тенденция вряд ли уйдет в ближайшие несколько лет, слишком сильно беспокойство в западных странах по поводу возможной утраты технологического, а значит, экономического и геополитического лидерства в мире. Именно поэтому действия США, Британии и их союзников в Европе становятся более резкими, безответственными, несущими прямую угрозу нашим национальным интересам.

Рецепты поведения в таких ситуациях известны: не поддаваться давлению, отбивать атаки, по возможности самим совершать ответные ходы, дающие понять, что урон и ущерб будет и для той стороны. Но самое главное — укреплять собственную субъектность, умножать факторы развития и выстраивать собственную архитектуру безопасности, с которой будут вынуждены считаться.

Посткоронавирусный мир — это мир хищного передела сфер влияния, это то, что вполне наглядно мы наблюдаем в нашем регионе, где продолжается схватка даже не столько за Донбасс, Крым или Украину в целом, сколько за возможности закрепиться в мире будущего, в мире новых технологий и сформированного ими человечества.

Но для того, чтобы иметь шанс в этом мире, необходимо как минимум выжить и сохраниться.
Мы вступили в эпоху новой холодной войны, пережить которую можно, учтя уроки предыдущей: не нужно распылять силы, не нужно идеологической экзальтации, вместо этого лучше иметь стратегический расчет на игру вдолгую, кооперацию с новыми лидерами развития, удержание собственной государственности, несмотря ни на что.
Рецепты несложные, но именно они помогут нам совершить фазовый переход и сохранить за собой достойное место в истории.

Алексей ДЗЕРМАНТ, научный сотрудник Института философии НАН Беларуси.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter