Интернет: только информирует или еще и воспитывает?

Канули в Лету времена, когда вопрос “Может ли Интернет изменить нашу жизнь?” заставлял человека задуматься. Сегодня, заинтересовав собой многомиллионную армию пользователей, Всемирная сеть уже изменила нашу жизнь до неузнаваемости. Благодаря “Паутине” стало возможным отыскать старых и завести новых друзей; не отрываясь от монитора найти новую работу и даже подобрать себе спутника жизни.

Канули в Лету времена, когда вопрос “Может ли Интернет изменить нашу жизнь?” заставлял человека задуматься. Сегодня, заинтересовав собой многомиллионную армию пользователей, Всемирная сеть уже изменила нашу жизнь до неузнаваемости. Благодаря “Паутине” стало возможным отыскать старых и завести новых друзей; не отрываясь от монитора найти новую работу и даже подобрать себе спутника жизни.

Но каждая медаль имеет свою обратную сторону. И если виртуальному миру можно за многое сказать спасибо, то и не заметить грязи, пошлости, вульгарщины и жестокости, пропагандируемых со страниц web-сайтов, просто невозможно.
Согласно данным независимых социологических исследований, в среднем белорусские дети проводят в Интернете около 20 часов в неделю. К сожалению, не только для того, чтобы скачать нужный реферат или заказать в электронном магазине хорошую книжку.
13—15-летние мальчишки и девчонки увлеченно путешествуют по порносайтам, смотрят он-лайн фильмы ужасов и голливудские блокбастеры, где пачками гибнут люди, переписываются с единомышленниками по вопросам самоубийства, советуются, где достать хорошие наркотики. Контроль за трафиком, блокировка сайтов — все это легко решаемые задачи для тинейджеров века высоких технологий, владеющих поистине хакерскими навыками. Как же научить их проводить границу между “добром” и “злом” в киберпространстве? “Народная газета” не раз поднимала эту тему на своих страницах. Любопытные, неоднозначные и спорные комментарии, пришедшие на наш сайт www.ng.by заставили снова задаться вопросом: какие функции в первую очередь должен выполнять Интернет — информационные или воспитательные? Об этом размышляли
наши читатели.

Зинаида МАНДРОВСКАЯ, заместитель председателя Постоянной комиссии по труду, социальной защите, делам ветеранов и инвалидов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь:
“Конечно, Интернет должен нести как информационную функцию, так и воспитательную. Запретить обществу пользоваться Сетью мы не в состоянии. Сегодня отказаться от Интернета — значит остаться на обочине технического прогресса. Другое дело, что должна быть культура воспитания, родители должны со всей ответственностью подходить к обучению своих детей пользованию Всемирной паутиной. К сожалению, это проблема не только тинейджеров. Посмотрите, сколько зрелых людей у нас увлечено этим ремеслом! Общество обязательно должно показать свое отношение к этому вопросу”.

Валерыя КУСТАВА, беларуская паэтэса:
“Безумоўна, Інтэрнэт — гэта пляцоўка, з якой сучасны чалавек бярэ амаль усю інфармацыю. Немагчыма ўявіць сучаснае жыццё без Сусветнай павуціны. Аднак і на сонцы ёсць плямы: усеагульная дазволенасць у Сетцы, парнаграфія, жорсткасць. Мне здаецца, немагчыма ўсё гэта кантраляваць. Я лічу так: калі ў мяне, падлетка ці ўжо дарослага  ёсць унутраная культура, інтэлект, я, можа, і зазірну на гэтыя сайты, аднак адразу зраблю пэўны вывад і больш туды не палезу. А вось што  датычыцца маленькіх — тут трэба сачыць. Дзеці яшчэ не разумеюць, што добра, а што дрэнна. Бацькі павінны блакіраваць сайты “чарнухі”, выхоўваць культуру сваіх сыноў і дачок”.

Ольга ГОРБУНОВА, психолог, руководитель общественного объединения “Радислава”:
“Давайте все-таки оставим воспитательную функцию родителям, школе, учителям. Интернету достаточно быть только огромным кладезем информации. И блокировать, запрещать что-то в Сети бесполезно. Важно просто вовремя проявить мудрость: не полениться совершить вместе со своим ребенком путешествие в он-лайн страну. Необходимо объяснять ребятам все последствия излишней доверчивости в Сети. Контролировать, направлять. Наша организация, занимающаяся проблемами жертв семейного насилия и торговли людьми, не раз сталкивалась с ужасными случаями, когда детей “заказывали” по Интернету, когда подростки выбирали на сайтах лучший способ самоубийства. Этого не должно быть!”

Людмила ГРЕЧАНИК, директор Музея природы национального парка “Беловежская пуща”, Каменецкий район:
“Мне кажется, это зависит от ребенка, ведь все-таки его воспитывают и школа, и родители. Мой сын учится в одиннадцатом классе и очень увлечен компьютерами, хочет связать свое будущее с информационными технологиями. Я наблюдаю за ним и вижу, что он дисциплинированный человек и ищет в Интернете только полезную информацию. Сын рассказывает мне много интересного, и все это он вычитал в Интернете. Так что для нашей семьи это в первую очередь источник информации”.

Таня ИВАНОВА, школьница, г. Новополоцк:
“В Интернете можно найти много хорошего и плохого — смотря на какие сайты зайдешь. Мне, к примеру, нравится искать полезную информацию о том, как правильно ухаживать за растениями и животными. Но есть и плохое. Однажды я наткнулась на сайт скинхедов, где были очень жестокие фотографии и призывы. А еще на одном из форумов нашего города меня поразило, как подростки обсуждают самоубийство. Очень многие писали свои доводы “за”, и это меня напугало: неужели среди моих сверстников много таких людей?”


Владимир ХАНЕЦКИЙ, директор СШ №1 г. Миоры Витебской области:
“Моя младшая, одиннадцатилетняя дочка Интернетом пока не пользуется, а вот старший сын проводит в нем много времени. Я просматриваю сайты, где он побывал, и вижу, что для него, как и для нас с женой, Интернет — это прежде всего источник информации для самообразования.  Однако не все родители так поступают, поэтому я считаю, что в школе на уроках информатики нужно обязательно устанавливать специальные фильтры для таких сайтов. Кто-то из детей все-таки мог уже посмотреть их дома и, возможно, захочет показать одноклассникам, ведь дети, как и родители, бывают разные”.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter