Заметки провинциала

Интернет и лавочки

МОИ отношения с 92-летней тещей не укладываются в ироничные рамки анекдотических сюжетов. И беседы свои, несмотря на возраст, до совсем недавнего времени проводили чаще всего в древнегреческом стиле платоновской академии. Попросту говоря, в движении. Но девять с лишним десятков, как ни бодрись, — багаж ощутимый по всем параметрам. Прежде всего — физическим. А значит, не обходилось без желания где-то присесть.


Парковая зона такой запрос удовлетворяла без проблем. С местечковым же вариантом гораздо хуже. Неожиданно обнаружили: почти около всех частных строений исчезли лавочки. Прежде обязательный возле каждого дома атрибут, его визитная карточка. Своеобразное приглашение и соседу. Если теперь и встречались, то какие-то старые, подгнившие, чуть ли не замшелые. Действительно, многими десятилетиями стояли. Все это не просто новый горпоселковый пейзаж. Тут уже налицо чуть ли не другое социальное явление. Атрофировалась потребность именно такого рода общения. Домами, семьями, улицами… В тот блаженный момент после трудов праведных, когда можно было хоть на полчасика-час выпасть из повседневной хозяйственной суеты.

Поговорить с соседями о себе, детях, вообще за земляческую жизнь. Спокойно, доверительно, незлобиво.

Сентиментальничаю? Ничуть… Ведь так оно, в принципе, и было. По сути, речь идет о постепенном затухании хорошей ментальной традиции.

Самый момент задаться вопросом: так где же это все? В каких эмпиреях? Добро бы речь только о райцентре шла. Так нет же, в такой же степени «лавочный дефицит» и сельская тенденция.

Впрочем, не поспешил ли я с вопросом? Время-то при всем желании не остановишь. И наивно, и глуповато, как еще в тридцатые годы века прошлого буквально возопить: «Остановите прогресс!» Разве только эпатажа ради, как и поступили некоторые литераторы.

Бесперспективно что-либо искусственно останавливать. Все органично, логично, поступательно в контексте и технологических, и общественных процессов. Хочешь не хочешь, а приходится привыкать к тому, что через небольшой мерцающий едва ли не в каждой квартире монитор мы уже одно большое планетарное селение. Среда обитания, где при желании одним только нажатием кнопки можно все и про всех узнать. А раз так, то не целесообразней ли без надрыва и паники, акцентирования преимуществ прошлого жить в условно называемой «безглавочной ситуации». Ситуации расширения радиуса жизни на десятки тысяч километров. Вот уж и в самом деле чуть ли не по Высоцкому — «сколько пищи для маленьких наших мозгов».

Даже по самой скромной социологической версии живем посреди настоящего обвала информации. Считается, современный человек за день получает ее столько, сколько житель XVII—XVIII веков суммарно не получил бы и за две жизни. Да еще с поправочным коэффициентом на геометрическую прогрессию. Реальность перенасыщена. Каждый и все вместе ищем «навигационный» курс в непростом плавании.

В общем, интернет не лавочка с ее неспешным обменом мыслями. С Ниагарой слов, Гольфстримом реплик, комментариев, мнений… Они просто оглушают, подавляют. Без эстетических, нравственных фильтров ну просто никак.

На таком электронном фоне настоящее чудо всегда просто. Известен эпизод, когда высокотемпературному больному дали ложку жидкости.

— Что это? — спрашивает он.

— Вода.

— Вода? Боже, какие прекрасные вещи еще есть на Земле!

Разве они совсем исчезли из «прейскуранта»?! Зеленая трава, голубое небо над головой, детская улыбка… Пусть себе и рядом с интернетом. Речь-то идет всего лишь о благотворном для общего итога сочетании. Только вот в случае с лавочками все равно немножко грустновато… Может, потому, что там и мое детство тоже.

г. Глуск
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter