Интернат как альтернатива автобусу

О сельских школах

Факт немного печальный: в 18 сельских школах Витебщины 1 сентября не было звонка. Они и сейчас пустуют. Закрыты. С одной стороны — закономерность. Пустеют некоторые деревни. Учеников становится все меньше. Если прагматично и по–хозяйски — все верно. Стоит ли тратиться на топливо, электричество, содержать штат ради десятка школяров? Надо искать другие варианты. Какие? Родители ведь волнуются. Что делать, чтобы ребенок получил полноценное образование? Переезжать на новое место жительства? Надеяться на организацию подвоза школьников местными предприятиями? В Витебской области видят еще один возможный вариант — общежития при школах. Новшества из разряда подзабытого старого опыта. Когда–то в глубинке он был весьма распространен. Стоит к нему вернуться? Какие здесь плюсы и минусы?


Начальник управления образования Витебского облисполкома Иван Щурок о школьном интернате узнал в самом начале своей профессиональной деятельности. После окончания БГУ молодой педагог приехал в поселок Бигосово Верхнедвинского района. Там была школа, а в километре от учебного корпуса — общежитие. Из условий — только самое необходимое: плита, холодильник. Ученики из отдаленных деревень там жили в течение недели. Грызли гранит науки, отдыхали, учились самостоятельности, взрослели... На выходные ребят забирали родители. За кем–то приезжали на лошади, за кем–то — на велосипеде. Кто–то из учеников добирался на попутках. О школьных автобусах тогда даже не мечтали. Общежития были хорошим выходом и для школьников, и для их родителей.


Но вот деревни стали жить лучше. Стали появляться добротные кирпичные школы. Как, например, в деревне Труды Полоцкого района. В комфортных условиях выучилось не одно поколение сельских ребят. Вот только год от года их становится все меньше. 27 учеников, потом 17. На всю школу... Хоть и жалко было ее закрывать, но и содержать тоже бессмысленно. В нынешнем году учебное заведение уже не работает. Ребятишек станут возить за 20 километров в Малое Ситно. И они такие не одни. На балансе районного управления образования числится 174 школьных автобуса. Еще 21 приобретут в этом году. Где–то помогают с подвозом детишек сельхозорганизации. Где–то — автопредприятия, выполняющие регулярные рейсы. Но тут есть нюанс. Если, кроме детей, других пассажиров нет, количество рейсов сокращают — с 5 — 7 в неделю до 2. Это не может не тревожить педагогов. И в областном управлении образования обеспокоены: как бы не начались невольные прогулы уроков... Тут–то и вспомнили о школьных интернатах.


Их сегодня немного. Чаще подобные заведения работают при гимназиях: в Шумилинском, Поставском, Бешенковичском и некоторых других районах. Но ведь и при многих школах в крупных сельских населенных пунктах есть добротные пустующие здания. Как, например, в Освее Верхнедвинского района. Эти школы вряд ли прекратят существование. Напротив, именно в них переведут учеников из закрывшихся в округе учебных заведений. Поэтому директорам рекомендуют быть наготове: в любой момент организовать в пустующих помещениях школьное общежитие. Если база хорошая, а со стороны родителей есть поддержка и понимание, найти воспитателей — не проблема.


Но прежде все же надо детально подсчитать, что выгоднее — подвозить детей или иметь интернат? Если подвоз ограничен радиусом 10 — 15 километров, специалисты говорят, что удобнее содержать автобус. Но когда расстояние увеличится до полусотни километров, ежедневно ездить домой детям будет некомфортно. Школьное общежитие окажется как нельзя кстати. Хотя при нашей компактности с трудом представляю себе населенный пункт, от которого до ближайшей школы с полсотни верст. С гимназиями все ясно. Такого уровня учебные заведения зачастую одно на район. Здесь общежитие вписывается логично. Работающих школ все же будет побольше. Однако дилемма есть. Интересно, а как родители относятся к идее отправлять чадо за знаниями на круглую неделю?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter